Напуганные простором

Выставки на «Винзаводе» смотрятся единым и мрачным высказыванием об ужасном величии больших пространств
С.Николаев

Самая оптимистичная из серьезных выставок, работающих в эти дни на «Винзаводе» в рамках спецпрограммы биеннале, – двухчастная антиутопия голландской группы «Мастерская ван Лисхаут» «Город рабов. Cradle to cradle». Там, конечно, показан полный ужас рационально организованного государства по экологически чистой переработке всего, в том числе и своих граждан. Но это выдумка, да еще исключительно хорошо сделанная, тут ясно обозначена опасность, с которой надо бороться.

Но в русской культурной традиции опасность не рационализирована, зато вечно ожидаема, и на эту тему сделано несколько работ, что довольно неожиданно для праздника современного искусства, чем вроде бы и должна быть для нас биеннале.

«Метель» в галерее XL – очередная высокотехнологичная видеоинсталляция группы «Синий суп», еще один их ирреальный, мистический русский пейзаж. Здесь по лесному озеру гуляет ветер, то сгоняя, словно мух, на лед толпу людей, то разгоняя их, как пыль. Картина жуткая, но кажущаяся знакомой всем, кто хоть раз заблудился или очень боится этого.

«Ночь перед наступлением» Александра Бродского (M&J Guelman Gallery) – это дерзкая и не то чтобы вполне состоявшаяся попытка победить пространство подвалов «Винзавода» малой формой, ну и баллада о потерянности и отваге маленьких человечков в бескрайних просторах. В череде залов, где когда-то поместилась огромная выставка «Верю!», в кромешной темноте рядами стоят сотни прозрачных павильончиков, внутри них у голубого огня парами и группами сидят странные человечки, чья носатая внешность хорошо знакома по прошлым работам автора.

Попыткой как-то маркировать неорганизованное пространство является и проект Валерия Кошлякова «Недосягаемые» (M&J Guelman Gallery). Макеты вышек-конусов, корявый и ржавый, но величественный парафраз конструктивистских башен, прекрасны в галерее, но замечательно и уместно смотрелись бы и в реальности. Да вот только кто их решится поставить.

«Кудымкор – локомотив будущего», выставка Екатерины Деготь и Леонида Тишкова в «Проуне», кажется продолжением темы основного проекта биеннале – «Против исключений». Французский куратор, порицая законы арт-рынка, расширяет поле искусства, внедряя в него художников далеких стран. Создатели русской выставки, тоже люди левых взглядов, пытаются обрести идеал в советском прошлом и для этого беллетризируют жизнь провинциального художника 20-х Субботина-Пермяка и его учеников. Но факты мешают прекраснодушию – идеалиста Субботина и в жизни, и после смерти донимали поклепами и доносами, а это похуже денег.