Статья опубликована в № 2467 от 19.10.2009 под заголовком: Держим паузу

Древности ждут лучших времен и покупателей

Торговля антиквариатом знает лучшие и худшие времена, но никогда не затухает. 27-й Российский антикварный салон в Центральном доме художника демонстрирует стойкость рынка старого искусства

Первое впечатление вступившего на территорию 27-го Российского антикварного салона – что жизнь налаживается: он видит эскиз к хрестоматийной Богородице Петрова-Водкина с прикрепленным красным кружком, всегда и везде обозначающим, что вещь продана. Не надо рано радоваться: «Антикварная галерея» эскизом владеет, но не продает его, цену не называет. Очевидно, показывает всем своим стендом с очень хорошей русской живописью, что серьезный товар есть, но ждет лучших времен и покупателей.

Василий Бычков, директор компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» – организатора антикварных салонов, долго говорил на пресс-конференции, что этот салон на редкость удачный, не такой, конечно, как докризисные, но больше, чем весенний, и на нем представлено много совсем не известных раньше собраний.

Всегда хочется поддержать чей-то оптимизм, но, когда на стендах мало действительно значительных, выдающихся вещей, сделать это довольно трудно. Встречаются, конечно, впечатляющие и понятные любому нуворишу предметы, вроде огромной и пышной фарфоровой вазы, подаренной Николаем I сестре («Петербургский антиквар» просит за нее $2,2 млн), и марин Айвазовского разного размера. Есть и вещи, глядя на которые понимаешь, почему «организаторы не несут ответственности за атрибуцию предметов старины, представленных на стендах». Впрочем, все произведения, воспроизведенные в каталоге, имеют подтверждение экспертного совета салона.

Этот же совет представил свой топ-лист – список из 67 предметов, так что серьезному покупателю стоит на него обратить внимание. В этом списке есть имена живописцев-классиков и сущие мелочи, вроде кузнецовской фарфоровой статуэтки 1918 г. или небольших картин не самого известного художника Ростислава Барто (галерея «Ковчег» ценит их в $3000–6000). И надо заметить, в топ-лист попали не все Айвазовские, представленные на стендах.

Несколько серьезных галерей показали тематические экспозиции. Например, галерея «Альбион» – работы русских маринистов; вообще, на этом салоне оказалось на редкость много морских пейзажей, в антикварной среде считается, что они хорошо идут среди начинающих любителей и собирателей живописи. Изящную экспозицию «Ар деко в интерьере» показала галерея Schatz’i. Интересную подборку старого русского, в основном анонимного, портрета показала галерея «Г.О.С.Т.». Очаровательный портрет неизвестной дамы в голубом, написанный неизвестным художником в первой трети позапрошлого века, можно купить за $40 000.

Но самое интересное и абсолютно антикризисное предложение сделала «Галеев галерея». Ее стенд целиком заполнен изображениями полуобнаженных женщин – яркой, щедрой и чувственной домашней живописью 30-х гг. замечательного книжного графика Николая Тырсы. Картины эти писались для души, и просят за них от $70 000 до $250 000.

На некоторых стендах встречались уже знакомые работы: нарядная абстрактная композиция Андрея Ланского в галерее «Эритаж» стоит, как и на прошлом салоне, $200 000. Рядом новичок салона – парижская галерея Argoss-Antics, показавшая вещи очень разного качества, предлагает композицию Ланского побледнее за $150 000.

Alexander Art Group, как и в прошлый раз, развернула большую экспозицию и опять предложила изящную работу из китайской серии Александра Яковлева, поменьше, чем прежнюю, но все равно за $1 млн. «Мужчина с трубкой» Бориса Григорьева продается тут почему-то парой с пейзажем того же автора за $2 млн.

На этот раз на салоне много восточных вещей, так как главная некоммерческая приманка тут выставка «Самураи: путь кисти и меча», собранная из предметов, находящихся в российских частных коллекциях. Но восточная тема – экзотика на любителя. Все же русское искусство – главная тема всех антикварных салонов в ЦДХ, самого старого и живучего мероприятия, собирающего вместе серьезных антикваров и серьезную публику. Салон пережил головокружительный взлет цен на старое искусство, переживет, очевидно, и временные экономические трудности потенциальных покупателей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать