Романтическая комедия для тех, кто не любит романтические комедии

«(500) дней лета» (500) Days of Summer) – романтическая комедия для тех, кто не любит романтические комедии
OUTNOW.CH

Нет, еще интереснее: дебютный фильм музыкального клипмейкера Марка Уэбба для тех, кто высокомерно думает, что не любит романтические комедии. Оказывается, мы просто забыли, как их готовить.

И как описывать. Да, это милое кино. Да, очаровательное. И да, это два невозможных эпитета подряд, и вы их только что прочитали.

Офисный юноша (Джозеф Гордон-Левитт выглядит очень-очень молодо) влюбляется в новую секретаршу (Зуи Дешанель). Его зовут Том, ее – Саммер (то есть Лето). Ему кажется, что их отношения – это очень серьезно. Она так не считает и в один из 500 дней произносит фразу: «Давай останемся друзьями». В другие дни герои дурачатся в ИКЕА, ходят в кино и на корпоративные караоке-вечеринки, ссорятся, нежатся, дуются или валяются в депрессии – и все это в полнейшем беспорядке, потому что дни перемешаны, как ворох фотографий.

Это главный фокус «(500) дней лета» – настолько же простой, насколько уместный в рассказе о том, как любовь пришла и ушла. И как больно, досадно и сладко о ней вспоминать. Любовные истории ужасно предсказуемы: встреча – счастье – расставание. Но раз мы так хорошо знаем эту схему, не все ли равно, с чего начинать (можно, например, с расставания) и чем заканчивать? К тому же так устроены наши воспоминания. Или модные журналы, которые можно листать в каком угодно порядке.

«(500) дней лета» – идеальное кино для читателей таких журналов, как московская «Афиша» (неудивительно, что в «Афише» картину Марка Уэбба снисходительно поругивают). Перед нами остроумно рассказанная история отношений и одновременно путеводитель по внутреннему миру 20–30-летних жителей больших городов, которые стараются следить за культурной модой, понимают, что пора взрослеть, но пока лень, еще не забыли о творческих амбициях, однако работают в скучном офисе – как герой фильма, который хотел быть архитектором, а сочиняет тексты к открыткам (в счастливые дни ему отлично удаются поздравления, а в депрессивные – приглашения на поминки).

Картина Марка Уэбба состоит из вроде бы необязательных, но точных мелочей. У вас с девушкой, очевидно, много общего, если вы оба любите группу Smiths (вариант – Joy Division), знаете, кто такой Магритт, и предпочитаете свежим блокбастерам классического «Выпускника» с молодым Дастином Хоффманом. А если у девушки не только правильное содержимое iPod, а еще и огромные голубые глаза, это, конечно, любовь на всю жизнь. Или на 500 дней, что тоже немало, когда тебе 25 лет – еще или уже?

Марк Уэбб снял красивое, легкое, забавное, чувственное, голубоглазое (колорит картины подбирали специально к лицу Зуи Дешанель) – но при этом умное и взрослое кино. Его печаль не столько в том, что девушка ушла и вышла замуж за другого (хотя да, это страшный облом), сколько в ощущении, что уходит детство, юность – в общем, Лето. Дальше будет Осень, которая, возможно, еще прекраснее и больше достойна романа, но, кажется, отныне время будет течь по прямой.