К премии Кандинского получилась отличная выставка

Выставка номинантов на Премию Кандинского неожиданно оказалась одной из лучших выставок нашего современного искусства, состоявшихся в этом году
С.Николаев

От выставок номинантов на художественную премию никто не ждет ничего особенного – организаторы собирают работы художников, дошедших до предфинального этапа, и втискивают их «до кучи» в имеющееся пространство. Так по крайней мере было на двух прошедших выставках номинантов на Премию Кандинского.

У выставки этого года появился куратор – Андрей Ерофеев и архитектор – Борис Бернаскони. Этого оказалось достаточно для явления обыкновенного чуда – выставка получилась не только красивой и элегантной, но показалась такой осмысленной, что захотелось ее анализировать, выявлять тенденции, высматривать, в чем молодые художники не такие, как старшие.

Вообще, материал для анализа Премия Кандинского должна была давать и раньше, ее демократичный регламент позволяет авторам самовыдвигаться, и мало кто из наших лучших художников отказывает себе в этом удовольствии. Так что первые имена на Премии Кандинского всегда присутствуют, ну и провинция с молодежью подтягиваются. Поэтому должно быть отлично видно, что хорошего сделано в нашем современном искусстве в последние год-два. Сейчас видно, а на прошлых выставках нет, противопоказана искусству коммунальная теснота, на свалке все смотрится мусором.

На нынешней выставке в Центральном доме художника можно найти сильные работы, уже виденные в галереях и музеях: заумный и дерзкий цикл «Город Россия» Павла Пепперштейна, почвенный и мощный деревянный «Адронный коллайдер» Николая Полисского, по-модернистски элегантный «Неясный мир» Петра Белого, свежую живопись Семена Файбисовича и знакомые черно-белые картины Константина Батынкова. Витальные и мудрые, как старые грузинские фильмы, но жестче, фотографии Игоря Мухина. Хитроумную видеоинсталляцию Dramhouse Александры Дементьевой. Клеенчатое нечто Ирины Кориной, в отдельном зале кажущееся по-венециански роскошной лодкой.

Видно и тех, кто мало известен или не был замечен. Роман Сайкин делает чистые модульные объекты, красивые сами собой и оказывающиеся управляемой скульптурой. Неожиданно пластически повернули традиционную «мусорную» тему Андрей Блохин и Георгий Кузнецов.

Член жюри премии Жан-Юбер Мартен заметил: судя по выставке, молодые художники делают менее сложные работы, чем их предшественники, и чаще, чем западные, обращаются к рисованию.

Со знаменитым куратором не поспоришь, но еще кажется, что новое поколение художников свободнее старших. Те старались найти себя и свое в «правильном» современном искусстве, вписаться в него, а новые молодые делают, что хотят: живопись, инсталляции, модули, не заморачиваясь, как это будет называться, в какую теоретическую строку впишется. Не отказываются от смысла, но не игнорируют пластику и эстетику.

И это, кажется, общая тенденция. Выставка Премии Кандинского этого года напомнила о главной выставке нынешней Венецианской биеннале. Там тоже было красиво и просторно, и там основной темой оказалось творчество, способность художников творить свои миры.