Частные случаи рая в галерее «Проун»

На выставке «Потерянный рай» в галерее «Проун» экспонатов немного, но каждый излучает покой и гармонию
С.Николаев

Тема выставки грандиозна и выигрышна, большие музеи представили бы ее как победный парад шедевров – художники всех времен и народов имели райские грезы и воспроизводили их, творили неземные образы.

Камерная галерея «Проун», собравшая выставку по частным коллекциям, тоже расширила тему до безграничности, объединив, но в гомеопатических дозах христианскую скульптуру, буддийские рисунки, живопись самоучек, мистические опыты художников начала прошлого века.

И добавила к этому лишнего: на мониторах демонстрируют фрагменты «Беспечного ездока» (как фильма о хиппи) и документальную съемку о разных духовных практиках, обещающих полное блаженство, например занятия по кундалини-йоге. Но со стороны опыты достижения неземных состояний с помощью физкультуры видятся только комической нелепостью.

Другое дело – художественные свидетельства о личном переживании счастья. Скорее всего, так – как состояние единения с миром и людьми – понимают авторы выставки слово «рай», а не как место нахождения душ праведников.

Самый восхитительный экспонат выставки – большой портрет царственного льва Нико Пиросмани. Но и художники меньшей известности чудесным образом смогли рассказать нам о земном рае и божественной красоте.

Картины самородков Елены Волковой и Павла Леонова, неопримитивистский рисунок Натальи Гончаровой, мистические прозрения Леонида Чакрыгина и иконообразные наброски Кузьмы Петрова-Водкина, смиренная живопись Ирины Затуловской, пронзительная исповедь Леонида Пурыгина, деревянные павлины столяра Николая Злобина, инсталляция с табуреткой Ильи Кабакова – все это сочинения на тему о рае. Но главное – и вот оно чудо искусства – убедительнейшие свидетельства его существования.