Почему грузинский живописец Ладо Гудиашвили понравился Парижу

На выставке Ладо Гудиашвили в Третьяковке можно увидеть ранние работы художника и понять, почему он имел успех в Париже 20-х гг.

Тифлисец Ладо Гудиашвили приехал в Париж в ноябре 1919 г., ему было 23 года. Французского языка он не знал, но это не помешало ему быстро войти в круг художников-монпарнасцев, выставлять свои картины, продавать их и собирать восторженные отзывы критиков-интеллектуалов.

Он мог бы остаться в Париже и не бедствовать, но вернулся в Тифлис, где относительно благополучно дожил до глубокой старости, много работал, был обожаем грузинской и русской интеллигенцией. Пастернак и Евтушенко посвятили ему стихи, а Белла Ахмадулина назвала его «ненаглядно красивым» – очень точно.

Гудиашвили всегда писал и рисовал красиво: танцующих дев, гибких юношей, длинноногих ланей, кутежи мужчин в черном с обнаженными женщинами. В трудные советские годы вынужденная смена сюжетов красоте не мешала – крестьянин погибал от руки кулака, как герой эпоса.

Выставка «Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925» собрана из коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых. Они увлеченно разыскивали раннего Гудиашвили по всему миру и представили 16 картин и несколько десятков графических листов. В картинах хорошо видно, чем художник пленил Париж, – миксом тогдашней европейской живописной моды с восточной традицией. Обнаженные юноши с ланями на его картинах явно сошли со старых грузинских фресок, но эротичны они как типичные представители западного символизма. Тифлисские акробаты выписаны плавной певучей линией на фоне угловатого сезаннистского пейзажа. Такая живопись и особенно виртуозные рисунки не могут не нравиться и сейчас – красивые люди, сладкая восточная чувственность, европейская художественная культура.