Знаменитый художник Михаил Ларионов представлен как коллекционер-балетоман

Публикация балетного архива Михаила Ларионова – это роскошный альбом с научными комментариями и дизайнерскими излишествами

Большая книга с велеречивым названием «История «Русского балета», реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова» вышла в серии «Первая публикация». Чтобы попасть в нее, надо выиграть конкурс, в котором музеи предлагают свои еще не опубликованные архивы, а потом в издательской программе «Интерроса» этот материал превращается в роскошный – крупный формат, три сорта прекрасной бумаги, вольготно расположенные иллюстрации – альбом. Малогабаритных и бедных книг издательская группа не выпускает, равняясь на тех, у кого в личной библиотеке много свободного места.

Отсюда некоторая особенность, если не странность, серии – музейные интересы соединяются с издательским пафосом и архивная публикация для знатоков превращается в книгу – «лучший подарок» с пояснениями для еще не просвещенного читателя.

Михаил Ларионов представлен в этой книге, публикующей материалы из архива Третьяковской галереи, не как большой художник, ключевая фигура нашего искусства ХХ в., а как коллекционер-балетоман и предвзятый биограф великого русского антрепренера Сергея Дягилева и его «Русского балета».

Ларионов не только работал для дягилевских спектаклей, но много лет писал книгу о Дягилеве, его балете, истории и природе танца. Писал страстно, явно ревнуя своего героя к другим художникам, для которых доброго слова не находил.

В книге несколько ученых статей, в том числе и историка балета Елизаветы Суриц, давшей подробный обзор зарубежной жизни русского балета. Но веришь не объективному ученому изложению фактов, а страстному Ларионову. Главный текст издания – фрагменты его книги о Дягилеве – это густая смесь воспоминаний и размышлений, лирических зарисовок и фантазий с глубоко продуманными и четко сформулированными высказываниями о том, что спектакли «Русского балета» дали балету, музыке (Ларионов уверен: дягилевские балеты помогли публике понять новую музыку ХХв.) и театрально-декорационному искусству. Процесс писания явно давался художнику с трудом, но каждое слово у него взвешенно, неслучайно, небанально и сказано с глубоким чувством. Он очень любил Дягилева, но не идеализировал его.

Незаурядна и коллекция собранных Ларионовым балетных фотографий. Все снимки избыточно выразительны (так сейчас уже не снимают), и кажется, что дают полное представление о легендарном обаянии и артистической роскоши дягилевских спектаклей. Фотографий очень много, но смотреть их легко – все герои в движении, в «позе», а макет книги подчеркивает эту динамику. Ну и конечно, главная драгоценность – рисунки Ларионова, легкие, виртуозные, ироничные. Так что как альбом это издание состоялось, дизайн книги превосходный, хотя местами избыточный. И дело даже не в неразумно взметнувшемся вверх правом угле тома – об удобстве постановки книги на полку кто же задумывался. Просто когда на одной странице очень много необычных приемов, то дизайнерские находки существуют сами по себе, отвлекают внимание. Что даже кажется вычурным, особенно рядом с рисунками Ларионова – лаконичными, легкими, свободными, ничего лишнего.