Статья опубликована в № 2504 от 10.12.2009 под заголовком: На смерть козла

Джордж Клуни играет ветерана, которого учили убивать козлов взглядом

Как никогда, жаль потерянного в местном прокате оригинального названия: The Men Who Stare at Goats («Люди, которые пялятся на козлов») куда больше, чем банальное «Безумный спецназ», подходит для вечера в компании либеральной интеллигенции, собравшейся пошутить на тему тотального идиотизма
www.celebritywonder.com

Компания на редкость приятная: Джефф Бриджес, Кевин Спейси, Юэн Макгрегор и Джордж Клуни, которому режиссер «Безумного спецназа» Грант Хеслов когда-то помогал сочинять сценарий «Доброй ночи и удачи». Теперь Клуни играет ветерана секретного подразделения армии США, в котором учили читать мысли врага, волевым усилием разгонять облака и убивать козлов взглядом – хотите верьте, хотите нет. Герой Макгрегора, провинциальный журналист, после ухода жены ринувшийся освещать события в Ираке, сперва не верит, но быстро оказывается в ситуации, когда остается уповать лишь на паранормальные способности сумасшедшего попутчика. К тому же тот обещает, что из Макгрегора получится настоящий воин-джедай (беспроигрышная шутка для всех, кто имеет хоть какое-то представление о «Звездных войнах»).

В начале фильма один из таких джедаев, сосредоточившись, пытается с разбега пройти сквозь стену. Позже в рассказах героя Клуни появляется целая рота спецназа, практикующая медитацию, молитвы матери Земле, курение марихуаны и другие способы расширения сознания, позаимствованные у «детей цветов» и идеологов нью-эйдж. Спецназовцами руководит украшенный хипповскими феньками и косой до пояса Джефф Бриджес, который перебрался в комедию Гранта Хеслова прямиком из «Большого Лебовски» (1998) братьев Коэн. Та же расслабленная походка и хитрый прищур, те же телеги, только теперь Чувак Лебовски прогоняет их не друзьям по боулингу, а развесившим усы людям в погонах.

Подобно маленьким шедеврам из брачных объявлений или публичных высказываний московского градоначальника сюжет «Безумного спецназа» из тех, что нарочно не придумаешь. Идея гипнотизировать козлов возникла не в воображении Гранта Хеслова и Джорджа Клуни: в основе фильма увесистое расследование журналиста Рона Джонсона о паранормальных экспериментах в американской армии. Но эстафетную палочку Хеслов все-таки принял у братьев Коэн, показавших в прошлом году «Сжечь после прочтения» – лучший фильм о власти идиотов.

Только абсурдная вселенная Коэнов была апокалиптична, а у Хеслова она всего лишь комична. Коэновские идиоты были страшной разрушительной силой. Идиоты Хеслова – смешные люди, которых играют звезды, с видимым удовольствием валяющие дурака. Сатирическое жало Коэнов проникало в человеческую природу, Хеслова больше занимают идеологии, которые давно можно смешивать в самые невероятные коктейли. Пацифизм на службе милитаризма; любите И воюйте. Но для настоящей сатиры Хеслову ощутимо недостает злости: чем дальше, тем больше «Безумный спецназ» выглядит просто пародией на фильмы про секретные операции и суперагентов, а персонажи Клуни и Бриджеса начинают казаться коллегами героических морских свинок из «Миссии Дарвина» – тоже вполне безумного спецназа.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать