Ричард Брэнсон. Обнаженный бизнес.


Обнаженный бизнес

Ричард Брэнсон

М.: Эксмо, 2009. 304 с.

Аксиома, как известно, – исходное положение, лежащее в основе других положений науки и принимаемое без доказательств. Если речь идет о науке бизнеса, то, по мнению Ричарда Брэнсона, выпустившего очередные мемуары, в ней лишь одна аксиома: вы, уважаемый читатель, «как и окружающие вас люди, непременно будете делать ошибки».

Не скрывая собственных поражений и не забывая о победах, эпатажный Брэнсон новым мемуарам попытался придать научный лоск и целостность. «Перелистав свои записные книжки и ежедневники в поисках общих тем и идей, которыми можно поделиться с читателями», легенда европейского бизнеса выделил семь тем: люди, бренд, реализация бизнес-идей, умение учиться на своих ошибках и неудачах, инновации, предприниматели и лидерство, а также социальная ответственность.

На самом деле на страницах книги главенствуют две темы: дневник и сам Брэнсон, уверяющий: «Куда бы я ни направлялся, я всегда беру с собой записную книжку». Именно она выручает его в любой ситуации: если «вы прислушаетесь к мнению своих сотрудников и клиентов – записывайте и их предложения»; если «вы инспектируете производство, посещаете площадку для нового бизнеса или празднуете какое-то событие со своим персоналом – не забывайте все записывать»; если «у вас голова идет кругом от дел и вы не делаете заметок, сомневаюсь, что на следующий день вы вспомните хотя бы одну из 20 пришедших вам в голову идей». Только не надо иронизировать над этими советами: в компании Брэнсона «работает больше мультимиллионеров, чем в любом частном бизнесе Европы». «По количеству богатых людей мы входим в топ-двадцатку компаний США», – пишет он.

Один журналист Daily Telegraph выяснил, что фамилия Брэнсон происходит от «Брэндсон». «Мои прадеды зарабатывали свой хлеб, занимаясь клеймением скота! – повествует одиозный бизнесмен. – Чтобы сегодня зарабатывать на хлеб насущный, нужно быть готовым положить на алтарь популярности не только средства, выделенные на рекламу, но и самого себя». «Хорошая PR-история в миллион раз эффективнее, чем занимающее целую страницу рекламное объявление, да к тому же она стоит гораздо дешевле, – уверяет Брэнсон. – Если мне звонит журналист CNN, чтобы взять интервью, я бросаю все дела. Упустить шанс рассказать миру о своем бренде кажется мне просто безумием. Меня всегда удивляло, что люди, которые подписывают многомиллионные рекламные бюджеты – директора и президенты крупнейших корпораций, – на самом деле прячутся за спинами личных помощников и близко не подпускают журналистов к своей двери».

Кстати, я выудил из книги еще одну аксиому бизнеса. «Хорошие менеджеры на вес золота, – пишет Брэнсон. – Эти люди обладают глубокими познаниями в психологии, знают, как обойти острые углы и справиться с трудностями очередного бизнес-предприятия».