Статья опубликована в № 2514 от 24.12.2009 под заголовком: Красота наша

В Манеже выставлена радостная и беспроблемная Москва

Конкурс «Серебряная камера» в который раз показывает, как хорошо жить в Москве, как легко снимать красиво и как важно чувствовать, что снимаешь
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Пока идет конкурс, имя автора этой фотографии засекречено

Про ежегодный фотоконкурс «Серебряная камера» всегда знаешь, что он как фильм «Кубанские казаки» – лучезарен независимо от реальности. Если мероприятие патронируется мэром Москвы, то и давно вверенный ему мегаполис обязан выглядеть на снимках в лучшем виде. А если уж что плохое в городе случается, то виноваты стихия, сама жизнь или федеральная власть.

В этом году на представлении работ избранных конкурсантов в Манеже было замечено больше, чем обычно, снимков на темы, в сущности, невеселые. В объектив часто попадали пожилые люди. Среди них, правда, оказались большие бодрячки, смешно занимающиеся на улице физкультурой. Были засняты инвалиды, но участвовавшие в спортивных состязаниях. Так что даже печальное течение жизни, приводящее к старению или болезни, победимо, если в городе есть место спорту и оптимизму.

Репортажи о пожарах и провале грунта в Бутове, конечно, ужасают, но и по ним видно – необходимые меры приняты, спасатели подоспели. А разгон демонстрации «несогласных» оказался зафиксированным поэтической камерой так импрессионистски, что вспоминаешь не о политическом напряжении в обществе, а о руанском соборе в сумерках с музейной картины. И будни работников московской милиции показаны безмятежно лирически.

Так что в целом от выставки осталось, как и всегда, впечатление исключительно позитивное, но не сильное. Ну и пусть, плохое и так бросается в глаза, без помощи чужого объектива. А фотография должна быть красива, даже если тема ее ужасна – противоречие, конечно, но и закон жанра.

Запоминаются, однако, не красивости, а то, без чего нет искусства, – эмоции, конфликты, магия фотографическая. Можно даже делить конкурсантов не по традиционным номинациям «Архитектура», «События», «Лица», а по разделам: «Потрясение», «Противостояние», «Волшебство».

Тогда приз за эмоциональную силу получили бы портреты людей, пришедших на похороны Василия Аксенова. Таких пронзительно трагических лиц Евтушенко, Ахмадулиной, Ерофеева мы не видели никогда, и вглядываться в них тяжело. Есть сила, перед которой не устоит и вечно молодое поколение шестидесятников. Пока не оглашено решение жюри, все фотографии выставлены под номерами, но в этом случае автора угадывать не надо – предельно контрастный почерк Владимира Вяткина тут узнаваем.

За магию можно было бы наградить автора серии «Качели» – пусть он (хотя скорее она) находится под влиянием Сары Мун и поздних снимков Родченко, но атмосфера тревоги, нереальности происходящего, внутреннего напряжения на этих снимках притягивает глаз, волнует.

Наградить за умение видеть конфликт можно было бы серию «Ландшафт без архитектуры». И тут имя автора не секрет – если после названия серии написано «Totalrealism», значит, снял ее Георгий Первов, фотограф искушенный, ставящий перед собой сложные формальные и смысловые задачи. Его нынешние урбанистические пейзажи, где хаос сталкивается с порядком, а грубая простая фактура с хайтековским блеском, столь изощренны, что словесному описанию не поддаются. Надо смотреть. Правда, сложное и осмысленное часто не так привлекательно, как однозначное, эффектное и забавное. Но у «Серебряной камеры» – профессиональное жюри, разберется.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more