В Манеже выставлена радостная и беспроблемная Москва

Конкурс «Серебряная камера» в который раз показывает, как хорошо жить в Москве, как легко снимать красиво и как важно чувствовать, что снимаешь
Пока идет конкурс, имя автора этой фотографии засекречено

Про ежегодный фотоконкурс «Серебряная камера» всегда знаешь, что он как фильм «Кубанские казаки» – лучезарен независимо от реальности. Если мероприятие патронируется мэром Москвы, то и давно вверенный ему мегаполис обязан выглядеть на снимках в лучшем виде. А если уж что плохое в городе случается, то виноваты стихия, сама жизнь или федеральная власть.

В этом году на представлении работ избранных конкурсантов в Манеже было замечено больше, чем обычно, снимков на темы, в сущности, невеселые. В объектив часто попадали пожилые люди. Среди них, правда, оказались большие бодрячки, смешно занимающиеся на улице физкультурой. Были засняты инвалиды, но участвовавшие в спортивных состязаниях. Так что даже печальное течение жизни, приводящее к старению или болезни, победимо, если в городе есть место спорту и оптимизму.

Репортажи о пожарах и провале грунта в Бутове, конечно, ужасают, но и по ним видно – необходимые меры приняты, спасатели подоспели. А разгон демонстрации «несогласных» оказался зафиксированным поэтической камерой так импрессионистски, что вспоминаешь не о политическом напряжении в обществе, а о руанском соборе в сумерках с музейной картины. И будни работников московской милиции показаны безмятежно лирически.

Так что в целом от выставки осталось, как и всегда, впечатление исключительно позитивное, но не сильное. Ну и пусть, плохое и так бросается в глаза, без помощи чужого объектива. А фотография должна быть красива, даже если тема ее ужасна – противоречие, конечно, но и закон жанра.

Запоминаются, однако, не красивости, а то, без чего нет искусства, – эмоции, конфликты, магия фотографическая. Можно даже делить конкурсантов не по традиционным номинациям «Архитектура», «События», «Лица», а по разделам: «Потрясение», «Противостояние», «Волшебство».

Тогда приз за эмоциональную силу получили бы портреты людей, пришедших на похороны Василия Аксенова. Таких пронзительно трагических лиц Евтушенко, Ахмадулиной, Ерофеева мы не видели никогда, и вглядываться в них тяжело. Есть сила, перед которой не устоит и вечно молодое поколение шестидесятников. Пока не оглашено решение жюри, все фотографии выставлены под номерами, но в этом случае автора угадывать не надо – предельно контрастный почерк Владимира Вяткина тут узнаваем.

За магию можно было бы наградить автора серии «Качели» – пусть он (хотя скорее она) находится под влиянием Сары Мун и поздних снимков Родченко, но атмосфера тревоги, нереальности происходящего, внутреннего напряжения на этих снимках притягивает глаз, волнует.

Наградить за умение видеть конфликт можно было бы серию «Ландшафт без архитектуры». И тут имя автора не секрет – если после названия серии написано «Totalrealism», значит, снял ее Георгий Первов, фотограф искушенный, ставящий перед собой сложные формальные и смысловые задачи. Его нынешние урбанистические пейзажи, где хаос сталкивается с порядком, а грубая простая фактура с хайтековским блеском, столь изощренны, что словесному описанию не поддаются. Надо смотреть. Правда, сложное и осмысленное часто не так привлекательно, как однозначное, эффектное и забавное. Но у «Серебряной камеры» – профессиональное жюри, разберется.