Москва познакомилась с настоящим современным искусством

Об искусстве скандалов и ценовых рекордов в этом году забыли, зато вспомнили, что искусство – это магия, фантазия и свобода творчества

От этого года ничего особенного не ждали – на что надеяться почитателям художеств, когда денег кругом поубавилось, спонсорские ряды поредели, а музейные планы выглядят куце. И ведь ошиблись. Особенное, прежде у нас невиданное как раз в этом году и случилось. Да и просто хорошее было.

Особенное – это две выставки в «Гараже». С марта по июнь – «Определенное состояние мира» из коллекции французского богача и жадного коллекционера современного искусства Франсуа Пино. С сентября по ноябрь – «Против исключений», главная выставка 3-й Московской биеннале современного искусства, блистательно придуманная и виртуозно срежиссированная заслуженным куратором Жаном-Юбером Мартеном.

Таких больших, красивых и тонко сделанных выставок современного искусства у нас еще не было. Первая – парад больших и поменьше арт-звезд, грандиозное и понятное зрелище, где высококлассный масскульт соседствовал с искусством серьезным, магическим, глубокомысленным.

Вторая – тоже зрелище, большой спектакль и сильное, неожиданное впечатление. Но еще и идеология. Мартен объединил произведения профессиональных художников многих стран мира с результатами самодельного творчества австралийских аборигенов и африканских маргиналов, демонстрируя и утверждая всеобщее равенство в творчестве и полную свободу искусства.

Такого класса щедрых выставок – гигантов современного искусства, способных размахом, разнообразием и качеством работ произвести впечатление на каждого, – нашей художественной жизни давно и остро не хватало. Без них представления о возможностях, разнообразии и силе новейшего искусства не составишь, поэтому такое искусство долго казалось многим чудачеством, интеллектуальным выпендрежем и даже надувательством. Не видеть выставок такого класса и иметь мнение о современном искусстве – все равно что рассуждать о кино, не смотря голливудских блокбастеров.

И не надо думать, что «гаражные» выставки к нам прямого отношения не имеют. Мартен пригласил в «Без исключений» нескольких российских художников, и каждый из них не потерялся на экспозиционных просторах среди десятков участников. А если в огромной коллекции господина Пино нет ничего нашего, это его недоработка.

Были заметны наши художники и на Венецианской биеннале – и в своем павильоне, и в параллельной программе, и на общей выставке «Творя миры». Эта главная мировая выставка года тоже, как и две «гаражные», представляла современное искусство как чистое творчество, объединяла классиков с молодыми, не ища актуальности и сенсационности, а объединяя художников разных стран и культур, настоящее с прошлым.

О том же, об абсолютной ценности творческого импульса, о равенстве художников, о связях нынешнего и ушедшего, о магии материала и преодолении пространства были, по сути, и другие очень хорошие выставки уходящего года: «Русское бедное» Марата Гельмана, «Кудымкор – локомотив будущего» Екатерины Деготь и Леонида Тишкова, «Ночь перед наступлением» Александра Бродского, «День открытых дверей. Особняк – гимназия – клиника – музей» Юрия Аввакумова, новый проект Олега Кулика, «Не выдержал» Константина Звездочетова.

Что же до искусства классического, музейного, то тут, честно говоря, ничего особенного не случилось. Зато уже в начале года в Пушкинском покажут большую выставку Пикассо из парижского музея художника.