Антимонопольная служба недовольна ценами на вино

Федеральная антимонопольная служба ищет признаки ценового сговора поставщиков импортного вина. Чиновники заподозрили, что бутылка напитка в России стоит на порядок дороже, чем во Франции

По всей видимости, на этом рынке действует картельное соглашение и элементы примитивной монополии», – заявил вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев (цитата по «Интерфаксу»). К лету ведомство собирается завершить изучение рынка импортного бутилированного вина, по итогам которого может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, сказал Артемьев. Подозрительным ФАС показалось, что во Франции бутылка вина стоит 5 евро, а в России – до 150 евро, а сам рынок «высококонцентрирован».

Такой разницы в ценах нет, уверяет гендиректор крупного импортера, компании Simple, Максим Каширин. Но вино в России может быть в 5–6 раз дороже, чем во Франции, отмечает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Ведомости» таких примеров не нашли, но обнаружили, что, например, бутылка Chateau Brane-Сantenac Margaux AOC 2005 г. на сайте www.finewine.ru предлагается за 6080 руб. (около 147 евро), а ресурс http://www.wine-searcher.com уверяет, что в интернет-магазинах Франции его можно купить за 43–48 евро.

Это рыночное ценообразование, уверяет Дробиз: импортер, окупая издержки, добавляет к цене 25–30%, еще до 30% накидывает региональный дистрибутор, а около 30% – розница. Каширин сообщил, что у Simple за счет таможенных платежей, транспортных издержек и наценки дистрибутора к закупочной цене напитка прибавляется 45–50%. О рентабельности своего бизнеса он не говорит.

Консолидирован только рынок дорогих вин – от 10 евро за бутылку в рознице – около 20% на нем приходится на Simple, утверждает Дробиз, а во всех остальных сегментах доли основных игроков меньше. Концентрация рынка вынужденная: алкогольный кризис 2006 г., вызванный неполадками в ЕГАИС и задержками с поставками марок, и последовавший запрет на импорт грузинских и молдавских вин убили всех мелких игроков, отмечает гендиректор Комитета алкогольной продукции Александр Романов.