«Я люблю тебя, Филлип Моррис» – самая смелая комедия сезона

В Москве прошла премьера фильма, где Джим Кэрри и Юэн МакГрегор сыграли голубых воришек.

Дидактичное голливудское кино часто напоминает публике, как важно найти себя, свое призвание и свою любовь. Герой Джима Кэрри в комедии «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (I Love You, Phillip Morris) – из тех счастливых людей, кто смог это сделать, что называется, на все сто.

Ну, в самом деле, сколько можно быть примерным мужем и отцом, добрым христианином и честным полицейским: так ведь и жизнь пройдет, без всякого удовольствия. Тем более что человек не просто смертен, а внезапно смертен, о чем примерный муж и отец, добрый христианин и честный полицейский Стивен Рассел (Джим Кэрри) не мог не задуматься, оправляясь от серьезной аварии, последствия которой были для знавших Стива людей довольно неожиданными.

Сначала он стал открытым гомосексуалистом, а потом, обнаружив, что такой образ жизни требует серьезных расходов, – еще и великим комбинатором, зарабатывающим деньги с риском для здоровья, зато красиво. Поскользнулся на подсолнечном масле в супермаркете, упал, очнулся – страховка. Дальше – больше. Аферы Стивена Рассела не достигли того размаха, каким в свое время поразил публику Фрэнк Эбегнейл, герой комедии Спилберга «Поймай меня, если сможешь», но по феерической природной склонности к жульничеству эти персонажи (кстати, в обоих случаях срисованные с реальных прототипов) явно равны.

Нюанс в том, что у Стивена Рассела есть еще одна природная склонность, но не только этот факт ставит режиссерский дебют сценаристов Глена Фикарры и Джона Рекуа (сочинивших, в частности, хулиганского «Плохого Санту») в исключительное положение. Где это видано, чтобы фильм с участием звезд уровня Джима Кэрри и Юэна МакГрегора, показанный сначала на «Сандэнсе», а потом в Каннах, год не мог выйти в американский прокат?

Кэрри с МакГрегором целуются в кадре? Ну и что? В 2005 г. этим занимались Хит Леджер с Джейком Джилленхолом в «Горбатой горе» (результат: «Золотой лев» в Венеции, четыре «Золотых глобуса», в том числе за лучшую драму, и три «Оскара»). А в 2008-м – Шон Пенн с Джеймсом Франко в «Харви Милке» («Оскар» Шону Пенну за лучшую мужскую роль). Гомосексуальные (и неполиткорректные) шутки обеспечили «Бруно» Саши Барона Коэна $30 млн. за первый уикэнд.

Короче, дело не в поцелуях.

Джон Рекуа и Гленн Фикарра имеют не только ловкость лавировать между жанрами авантюрной и романтической комедии, но и наглость ускользать от моральных оценок. Точнее, переворачивать все с ног на голову. В тюрьме у их героев медовый месяц. Это забавно, но мелочь. Веселее то, что герой Джима Кэрри лишен признаков финального осознания, так сказать, и просветления, обязательных для дидактической истории про обаятельного «плохого парня». То, что какое-то время он рефлексирует на тему, что за бесконечным враньем потерял себя, не более чем уловка хитрых сценаристов-режиссеров. Да нет же, не потерял, нашел!

Только в бесконечном вранье Стивен Рассел и находит правду. Только за решеткой – настоящий вкус свободы (он еще и гений побегов). Огорчительно, конечно, когда полицейские берут Стивена под белы руки, занятые цветами и шампанским, прямо у дверей Филлипа Морриса, который только что послал любимого на четыре буквы, потому что по его милости лишний раз отсидел. Но это совершенно не повод меняться, если человек достиг гармонии с собой и с миром. Пусть даже мир (в лице, к примеру, служителей закона) так вовсе не считает.