В Москве завершился второй фестиваль вольных издателей «Бу!фест»

На фестивале Гильдии вольных издателей старые фолианты расходились со скоростью одна книга в минуту.
community.livejournal.com/ boo_fest

Фестиваль, проходивший в Галерее на Солянке, собрал 75 участников, что почти в два раза больше, чем на первом прошлогоднем «Бу!фесте». С сотнями участников больших ярмарок не сравнить, но «Бу!фест» - это и не ярмарка, это фестиваль, праздник. И привлекательность данного собрания издателей как раз в их малочисленности, в веющем меж стендов и стен (на которых висели глубокие и ясные писательские фотопортреты Ольги Паволги) ощущении уютного междусобойчика, перебивавшем даже аромат свежесваренного кофе.

Все подчеркивало, что к книгам здесь относятся не как к источнику обогащения, а как к самой большой любви своей жизни. И потому позволяют себе издавать, что хотят, храня независимость от требований книжного рынка. Это не значит, что Гильдия вольных издателей (так они сами себя называют) чурается успеха, нет, просто успех здесь не самоцель, а главное, чтобы выпущенная книга нравилась самим издателям. Поэтому вольные издатели так любят красочные иллюстрации, изысканные макеты и хорошую бумагу.

По таким правилам живет и рижское издательство «Снежный ком», выпустившее к фестивалю сборник рассказов высококачественной фантастики «Цветная ночь», и московское Memories, выложившее на свой прилавок трехтомную сагу Кассии Сениной, посвященную любовной истории времен первой половины IХ века Византии и написанную, между прочим, самой настоящей монахиней, и «Теревинф», предлагавший «Дон-Кихота» в остроумном современном пересказе Марии Ингер, и «Русский Гулливер», специализирующийся на современной поэзии, и «Китони», выпускающее серию «Все краски мира», в которой объясняется, что такое «синий период» и «зеленые запахи».

Смысл же «Бу!феста», как объяснил «Ведомостям» один из его создателей, главный редактор Memories Игорь Белый, в том, чтобы создать «профессиональное сообщество». То есть чтобы сидящие по своим не видимым миру уголкам и сайтам крошечные издательства преодолели внутреннюю изоляцию, обрели друг друга и затеяли совместные проекты. Во имя того, чтобы книга стала еще прекрасней.

Были на «Бу!фесте» и другие, более известные издательства, однако идеологически все равно близкие гильдии, – Ad Marginem, Live Book, «Энас» и создатели самых красивых детских книг – «Розовый жираф», Trimag, «Издательский дом Мещерякова».

На нижнем этаже Галереи, в «Черном зале», в основном сосредоточились не буквы, но «звуки и цацки» – украшения, диски, шутливые объявления на двери вроде «Не беспокоить, снизошло вдохновение», а также товар «Лавочка Буки Ниста» с разделами «Недаром» (любые книги по 50 руб.) и «Даром» – например, с чудным послевоенным «Избранным» Карамзина на газетной бумаге, но в превосходном состоянии и зачитанными вдрызг детективами. По словам хозяек «Даром" - "Недаром» отбоя от желающих как освободиться, так и приобрести старые книжки не было, а примерный оборот товара – книга в минуту. Приехали на Солянку и другие «лавочки» – «Лавочка детских книг», что в декабре открылась на Старом Арбате, и «Додо мэджик букрум» с Рождественки.

Но, пожалуй, самым мощным и неожиданным гвоздем программы «Бу!феста» стала организованная «Архнадзором» выставка «Дом, которого нет». Здесь были представлены уцелевшие при пожаре вещи из дома Муромцева – печатная машинка Сергея Муромцева, непочатая бутыль «Муската» розлива 1980-х, бутылка зеленого стекла с водкой, приплывшая из той же поры, акварель Л. Тимофеева с изображением самой дачи, фотографии юного и прекрасного Венечки Ерофеева, таинственный прибор из черных проводов, много позднее помогавший Венечке усилить голос после операции на гортани, фрагменты рукописей, книжки… Словом, живая история литературы, явленная в бумагах, предметах и книгах, которая ни за что не уцелеет, неминуемо сгорит и сгинет, если не беречь ее всеми силами и не собираться вместе на хороших фестивалях и дачах.