Франк Риндеркнехт: Автомобили, которые умеют плавать, сжиматься-разжиматься и просто быстро ездить

Всемирно известному инженеру Франку Риндеркнехту не интересно заниматься стандартным бизнесом. Имя и деньги он сделал благодаря своему буйному воображению, создающему необычные автомобили – умеющие плавать, сжиматься-разжиматься и просто быстро ездить

Меня изображают человеком, прокладывающим дорогу в будущее. Но на самом деле я просто делаю вещи, которые всем известны, но никто не верит, что они могут быть воплощены», – говорит Риндеркнехт. В 1977 г. он увидел один из фильмов бондианы – «Шпион, который меня любил». Его воображение поразил автомобиль Lotus Esprit, который отстреливался от недругов и плавал под водой. Прямо в кинотеатре Риндеркнехт решил, что создаст такой же. Уже в 2008 г. появился концепт-кар sQuba. На суше этот автомобиль на базе Lotus Esprit способен развивать скорость более 120 км/ч, на воде – более 6 км/ч, а под водой на глубине до 10 м – 3 км/ч. В названии обыгрывается английское слово «акваланг» (scuba) и секретное подразделение Q, снабжавшее Джеймса Бонда техническими новинками.

Правда, для передвижения под водой пассажирам потребуется маска для подводного плавания и загубник: sQuba – это кабриолет, в который вмонтированы кислородные баллоны. По словам Риндеркнехта, создание полноценной подводной лодки сильно утяжелило бы автомобиль. Среди приятных «мелочей» концепта – система лазерных датчиков, позволяющая машине передвигаться без помощи водителя. Но сбивать ракетами вертолеты автомобиль стоимостью $1,5 млн, увы, так и не научился.

«Когда я расспрашиваю людей об их мечтах, обычно за 10 секунд мне рассказывают все, о чем фантазируют, а потом 10 минут объясняют, почему это невозможно, – удивляется Риндеркнехт. – Я всегда пытаюсь перевернуть все с ног на голову, поощряя людей подробно рассказывать мне о своих мечтах. Если их беспокоят риски или побочные эффекты [воплощения мечты в реальность], я отсылал их к врачу или аптекарю. Конечно, в шутку».

Риндеркнехт говорит, что его девиз – «Живи своими мечтами», а самая большая радость – превращать мечты в реальность, когда все думают, что это невозможно. Уже более 10 лет он удивляет посетителей Женевского автосалона своими творениями. В его активе – прозрачные, раздвигающиеся, плавающие по воде и под водой машины.

С 2 по 14 марта на Женевском автосалоне Риндеркнехт будет представлять публике концепт-кар UC?, готовый к постановке на конвейер. Аббревиатура от Urban Commuter (в буквальном переводе – городской пассажирский) при прочтении вслух звучит как многозначное you see?

Микроавтомобильчик длиной 2,6 м мало чем отличается от прочих городских субкомпактных электромобилей. Но это только на малых дистанциях. Без подзарядки автомобиль может проехать до 105 км. Больше и не требуется: согласно статистике, 82% всех автомобильных поездок в Европе совершается на расстояние не более 60 км.

Для путешествий на большие расстояния в концепцию входит специальная система погрузки-разгрузки микролитражек на поезд. Система работает очень быстро, одновременно обслуживая большое число автомобильчиков. «Я хочу эффективнее использовать время, которое приходится тратить на езду по утомительному шоссе. Я бы предпочел посетить вагон-ресторан или заниматься работой в своем автомобильчике-купе», – говорит сам изобретатель.

Место в поезде бронируется по интернету прямо из автомобиля. Постоянный 3G-интернет от Harman International, возможность выхода в видеочат или участия в видеоконференции, услуги IР-телефонии – вот неполный список цифровых примочек UC?. В пути специальная станция обеспечивает полный заряд аккумулятора автомобиля.

В стандартном режиме, чтобы проехать 50 км, автомобиль нужно заряжать 2 часа. При быстрой зарядке – 20 минут. Компания ABB работает над максимально быстрой зарядкой, когда машина полностью будет «заправлена» менее чем за пять минут. «Десять людей с десятком собственных мнений не создадут ничего полезного. Но инноваций и креативности не добиться и в гордом одиночестве, – уверен Риндеркнехт. – Наше основное правило – не более четырех человек, а лучше три. Один из них – нарушитель спокойствия, который камня на камне не оставляет от идей двух других, если они слишком быстро приходят к согласию». На Риндеркнехта работает пять штатных и еще три внештатных сотрудника. С таким количеством персонала невозможно каждый год создавать новый концепт-кар. Поэтому Риндеркнехт сотрудничает со множеством фирм. Их интерес понятен: где еще разрекламировать собственные разработки, как не на вызывающих ажиотаж у публики концепт-карах?

UC? управляется джойстиком с системой force feedback (на ручку джойстика передается информация о дороге – он вздрагивает на выбоинах, отклоняется, если колеса поворачиваются, и т. д.) производства немецкой компании Rafi. Аккумулятор – от Li‐Tec‐Battery, зарядное устройство на борту – от Absaar, внешнее подзарядное устройство – от ABB Sécheron. Механические часы – от Carl F. Bucherer. Краска – от Akzo Nobel, которая покажет на Женевском автосалоне простую, доступную каждому водителю технологию по ремонту мелких сколов и царапин. Axpo Holding, Eberspächer, Swiss Coop и многие другие фирмы, включая электростанцию кантона Цюрих, помогали в создании этой машины. Последняя – поставляя электроэнергию. Генподрядчиком выступила швейцарская Esoro. За три месяца она превратила первоначальную концепцию в полноценный проект.

Риндеркнехт родился в 1955 г. в Цюрихе. В 1975 г. там же окончил гимназию и уехал жить в Лос-Анджелес. Через год вернулся, чтобы поступить в Швейцарский федеральный институт на специальность «машиностроение». В 1977 г. открыл собственную автомастерскую и начал импортировать из США люки и врезать их в крыши машин. Другим источником заработка была переделка автомобилей для нужд инвалидов. В 1979 г. он взял первые три буквы своей фамилии, прибавил английское speed и основал компанию Rinspeed, специализирующуюся на тюнинге и дизайне. В том же году он показал на выставке в Женеве свой первый автомобиль – VW Golf Turbo с квадратными фарами. Это тут же принесло ему известность. Через два года на автосалоне снова появился VW Golf от Rinspeed, на этот раз главной фишкой стали поднимающиеся двери «крыло чайки».

К 1981 г. автотюнинг начал приносить столько денег, что компания перевела свой офис из городка Кюснахт в центр Цюриха. В следующем году Риндеркнехт стал эксклюзивным дистрибутором компании AMG в Швейцарии. А в 1983 г. замахнулся на тюнинг Porsche 939, который показал на Женевском автосалоне. Через три года клиентов в фирму приходит столько, что становится экономически оправданно пристроить к офису шоурум.

В 1988 г. компания Риндеркнехта – эксклюзивный дистрибутор в Швейцарии компании AC Sсhnitzer, специализирующейся на тюнинге BMW. В 1990 г. объединяется с Mercedes-Benz и AMG, чтобы переехать в больший по размеру офис в городке Цумикон неподалеку от Цюриха.

В начале 1990-х Риндеркнехт обращается к новой сфере – доработке моторов. В частности, он представляет публике Porsche 911 Turbo и Dodge Viper RT/10, которые внешне мало отличались от оригинала, зато их двигатели развивали 330 и 550 л. с. При этом американский родстер был раскрашен в игривый салатовый цвет.

А в 1995 г. начинается новый этап в жизни Риндеркнехта. Тюнинг известных марок остается его главным источником доходов (финансовые показатели компания Rinspeed не раскрывает). Но имя себе он делает на создании концепт-каров. Первенцем стал родстер за $90 000 в стиле ретро, названный без затей – Roadster. Автомобиль хвалили за высокий уровень комфорта и уникальное оборудование – продавался он только в паре с тюнингованным мотоциклом Harley-Davidson, который стоил примерно столько же, сколько автомобиль.

Выпустив в следующем году еще один ретро-автомобиль – Yello Talbo (в партнерстве с музыкальной группой Yello), Риндеркнехт увлекается одноместными машинами. В 1997 г. он выпускает похожий на гоночный болид «Формулы-1» середины прошлого века Mono Ego стоимостью около $100 000. В 60-литровый багажник влезала сумка для гольфа, прилагающаяся в подарок к машине. Затем последовали E-GO Rocket и Avantige Rone. Ездить на них приходится в шлеме – крыши нет и в помине, а небольшое лобовое стекло служит скорее элементом дизайна.

Затем Риндеркнехт задумался о путешествиях и сделал пикапчик X-Trem, на котором удобно возить на пляж, например, водный мотоцикл, и пикап Tat000.com, в кузове которого прячется капсула для подводного плавания. На производственной базе во Флориде было создано несколько таких машин. А вот разработанный для них подъемник X-Tra Lift, устанавливающийся и на обычные пикапы, был запущен в серийное производство. Также Риндеркнехт сделал раздвигающийся родстер Presto: трехметровая машина вмещает двух человек, но стоит нажать кнопку – и электромотор раздвигает кузов до 3,7 м, позволяя посадить еще двух пассажиров. Кузов отвечает всем стандартам безопасности, в том числе и по жесткости.

Еще в прошлом тысячелетии Риндеркнехт решил, что его автомобили будут как можно более экологичными. Например, работать на газе, полученном при переработке органических отходов. Животноводы Швейцарии и близлежащих стран готовы обеспечить сотнями тысяч тонн этого сырья. Газа, полученного при переработке центнера отходов, достаточно, чтобы проехать 100 км с минимальным ущербом окружающей среде. Риндеркнехт завоевал воздушную стихию, создав вертолет, и водную, запустив в производство серию морских катеров.

Как правило, концепты Риндеркнехта – это полноценные автомобили, имеющие европейский сертификат для эксплуатации на дорогах общего пользования. Но, как рассказал Риндеркнехт «Ведомостям», ни один из концепт-каров не был продан: «Все они в моей коллекции, так как создавались не ради продажи. Исключением может стать UC?, который замыслен как серийный автомобиль».

В 2006 г. Риндеркнехт установил мировой рекорд для судов с подводными крыльями, когда пересек Ла-Манш за 193 минуты и 47 секунд. Города Дувр и Сангнатте разделяет всего 36 км, но это нелегкий путь. Риндеркнехту приходилось лавировать между кораблями и бороться с волнами. Пикантности затее придает то, что рекорд был поставлен на автомобиле. Еще в 2004 г. на автосалоне в Женеве был показан концепт-кар Splash, превращающийся из гоночного двухместного автомобиля, развивающего скорость более 200 км/ч (а «сотню» делающего за 5,9 с), в судно на подводных крыльях, способное показать на спокойной воде 80 км/ч. Но потребовалась пара лет и помощь компании Bayer MaterialScience, чтобы создать прочные пластиковые крылья, способные выдержать морскую волну.

На финише Риндеркнехт дал волю радости и гордости: «Мы, швейцарцы, знаем толк не только в шоколаде, но и можем построить самое быстрое в мире транспортное средство с подводным крылом, даже учитывая то, что мы не морская нация».

Частная жизнь

Риндеркнехт женат, у него дочь 1992 года рождения. Увлекается компьютерами, путешествиями, мореплаванием. Говорит по-немецки, по-французски, по-английски и по-итальянски.