В Галерее на Солянке прошел "Бу!фест"

Главное достоинство и ноу-хау «Бу!феста», только что закончившегося в Москве, – камерность

Играем в «Ерундопель». Какое из предложенных значений верное?

Ду`рра: 1) индийская похлебка с кукурузой; 2) вид слабоумия у женщин; 3) тропическое хлебное растение семейства злаков.

Вот и хорошо, что этот фестиваль почти не рекламировали. Народу в Галерее на Солянке присутствовало ровно в том количестве, которое позволяло не прыгать за чужими спинами, а спокойно подойти к прилавкам, полистать и рассмотреть книжки, неторопливо побеседовать с издателями. Такие книжные праздники, именно праздники, а не шумные, крикливые ярмарки, нам тоже очень нужны.

На этом, втором, фестивале было в два раза больше участников, чем на первом, прошедшем в августе прошлого года. Но, возможно, больше и не нужно. Привлекательность этого собрания «вольных издателей» – так они сами себя называют – как раз в их малочисленности, в веющем меж стендов ощущении уютного междусобойчика, перебивавшем даже аромат свежесваренного кофе. Красивые и ясные фотопортреты поэтов и писателей Ольги Паволги, попытавшейся увидеть в своих героях лучшее, это ощущение только усиливали.

Все подчеркивало, что к писателям и книгам здесь относятся не как к источнику обогащения, а как к самой большой любви своей жизни. И потому позволяют себе издавать, что хотят, независимо от требований книжного рынка. Это совсем не значит, что Гильдия вольных издателей чурается успеха, нет, просто успех здесь не самоцель – главное, чтобы выпущенная книга нравилась самим издателям. Поэтому эти издатели так любят красочные иллюстрации, изысканные макеты и качественную полиграфию.

По таким правилам живет, например, и рижское издательство «Снежный ком», выпустившее к фестивалю сборник рассказов высококачественной фантастики «Цветная ночь». И московское Memories, выложившее на свой прилавок трехтомную сагу Кассии Сениной, посвященную любовной истории времен первой половины IХ века в Византии и написанную, между прочим, самой настоящей монахиней. И «Теревинф», предлагавший «Дон Кихота» в остроумном современном пересказе Марии Ингер. И «Русский Гулливер», специализирующийся на современной поэзии. И «Китони», выпускающее серию «Все краски мира», в которой объясняется, что такое «синий период» и «зеленые запахи».

Небольшая толкучка образовалась около стенда издательства Pagedown, предлагавшего игру «Ерундопель»: 120 карточек, на одной стороне каждой слово и три словарных значения – нужно угадать, какое из них верное (см. врез). Ерундопель, между прочим, – это салат из икры, рыбы и овощей.

Смысл «Бу!феста», как объяснил «Ведомостям» один из его создателей, главный редактор Memories Игорь Белый, в том, чтобы «создать профессиональное сообщество». То есть чтобы сидящие по своим невидимым миру уголкам и сайтам крошечные издательства преодолели внутреннюю изоляцию, обрели друг друга – возможно, затеяли совместные проекты. «А еще здорово, если бы этот формат прижился в регионах», – добавил Игорь.

Были на «Бу!фесте» и другие, более известные издательства, однако идеологически все равно близкие Гильдии вольных, – Ad Marginem, Live Book, «Энас», «Центр Нарния» – и создатели эстетики безупречных детских книг: «Розовый жираф», Trimag, «Издательский дом Мещерякова».

На нижнем этаже галереи, в «Черном зале», в основном сосредоточились не буквы, но «звуки и цацки» – украшения, диски, шутливые объявления на дверь вроде «Не беспокоить, снизошло вдохновение». А впрочем, и товар «Лавочка Буки Ниста» с разделами «Недаром» (любые книги по 50 руб.) и «Даром» – например, с чудным послевоенным «Избранным» Карамзина на газетной бумаге, но в превосходном состоянии, а также зачитанными вдрызг детективами. По словам хозяек «даром – недаром», отбоя от желающих как освободиться от старых книг, так и приобрести их не было. Приехали на Солянку и другие необычные «лавочки» – «Лавочка детских книг», что в декабре открылась на Старом Арбате, и «Додо мэджик букрум» с Рождественки.

Но, пожалуй, самым мощным и неожиданным гвоздем программы «Бу!феста» стала организованная «Архнадзором» выставка «Дом, которого нет». Здесь были представлены уцелевшие в пожаре вещи из дома Муромцева – печатная машинка Сергея Муромцева, непочатая бутыль «Муската» розлива 1980-х, бутылка зеленого стекла с водкой, приплывшая из той же поры, акварель Леонида Тимофеева с изображением самой дачи, фотографии юного и прекрасного Венички Ерофеева, таинственный прибор из черных проводов, много позднее помогавший Веничке усилить голос после операции на гортани, фрагменты рукописей, книжки...

Словом, живая история литературы, явленная в бумагах, предметах и книгах, которая неминуемо сгорит и сгинет, если не беречь ее всеми силами и не собираться вместе на хороших фестивалях и дачах.