Леонид Тягачев: говорить о провале преждевременно

В интервью "Ведомостям" президент Олимпийского комитета России объясняет, почему не реагирует на обвинения депутатов в неудачах российской сборной в Ванкувере.
С.Портер

За первую неделю Олимпийских игр в Ванкувере россияне завоевали четыре медали: одну золотую, две серебряные и одну бронзовую. К 19 февраля в общем командном зачете, по версии официального сайта vancouver2010.com, российская сборная заняла восьмое место, разделив его с командами Китая, Италии и Австрии. У лидеров Ванкувера - американцев - к тому времени было 18 медалей. Депутаты фракции ЛДПР сочли выступление российской сборной "провалом" и призвали президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева и министра спорта Виталия Мутко уйти в отставку. "Ведомости" связались с Ванкувером и попросили Леонида Тягачева прокомментировать выступление российской сборной на Олимпиаде.

- Насколько удачной, по вашим оценкам, была минувшая неделя соревнований для сборной России?

- Олимпиада не делится на таймы, на периоды, на недели. Итоги нужно подводить, когда Игры завершатся. В заключительные дни проводится большинство финалов, многое может измениться. Если же говорить о предварительных оценках, то, конечно, они неутешительны. Успехов мало. Почему? Причин самых разных много, у каждого вида спорта свои обстоятельства. Некоторым нашим ребятам, например паре фигуристов Юко Кавагути и Александру Смирнову, не удалось подняться на пьедестал из-за досадных мелочей, микроскопических неточностей в катании. Саночник Альберт Демченко тоже имел все шансы стать медалистом, но случилось чрезвычайное происшествие, гибель грузинского парня. Это сработало против нашего спортсмена сильнее, чем против других фаворитов, потому что, во-первых, Альберт дружил с Нодаром, а во-вторых, условия соревнований были изменены в невыгодную для Альберта сторону. Пока я ничего не могу сказать о неудачах нашего биатлона, нужен строгий анализ, а на глазок делать суждения – это дилетантизм.

Есть выражение: «Не умирай раньше смерти». До окончания Олимпиады больше недели, мы не прошли даже и половины соревнований. Я всегда, начиная еще со своей тренерской деятельности, настраивал подопечных и соратников бороться до конца, до последней секунды. Воля к победе в спорте творит чудеса, всегда можно переломить ход событий в свою пользу.

- Как вы реагируете на выпады депутатов от ЛДПР, которые называют выступление россиян провалом и требуют отставки министра спорта и

руководства российского Олимпийского комитета?

- Депутаты вправе делать любые заявления. Но, возможно, что-то сказано сгоряча. Ясно, люди огорчены, они искренне переживают за свою страну, за наших олимпийцев. Для того чтобы делать организационные выводы, нужно точно знать причины неудач, понять, кто допустил ошибки, промашки. Еще важнее – сделать общий анализ системы управления большим спортом, оценить ее, понять, что работает, что не работает.

Нам некогда реагировать на такие заявления, потому что мы с Виталием Мутко с самого раннего утра до ночи со спортсменами, на соревнованиях, на тренировках. Интересоваться посторонними новостями некогда, мы стараемся уберечь от негативной информации команду, стремимся сплотить ее, вдохнуть в ребят волю к победе. Поверьте, это очень сложно – мобилизовать такой большой коллектив на полную самоотдачу, особенно когда нам предрекают провал уважаемые соотечественники, которые имеют значительный ресурс влияния на общественное мнение.

Я трезво смотрю на события, знаю, какая реакция на ванкуверские выступления у нас в стране, в народе, в политических кругах. Критика идет жесткая, во многом справедливая, хотя и несколько преждевременная. Говорить о провале, когда мы не прошли еще и половины соревнований олимпийской программы, я считаю преждевременным. Я много лет работал тренером и всегда учил спортсменов бороться до конца, до самой последней секунды. Я благодарен тем людям, тем россиянам, которые присылают нам телеграммы: «Мы – с вами! Верим в победу!».

- Что, судя по первым итогам соревнований, следует изменить в подготовке наших спортсменов к Олимпиаде в Сочи-2014?

- По первым итогам никаких выводов делать нельзя, это неправильно. В каждом виде спорта своя специфика, федерации работают по своим планам. В период подготовки к Играм явных ошибок, провалов не было, работал Оргкомитет на правительственном уровне, работал штаб, который собирал руководителей Министерства спорта, ОКР, федераций, спортивных ведомств и территорий, сборных команд, представителей медицины. Но в спорте всегда происходит много неожиданностей, а Олимпийские игры вообще непредсказуемы. Все результаты, вся информация, все мнения будут собраны воедино, систематизированы и обсуждены. Так всегда было - и так должно быть. Потребуется определенное время, чтобы все осмыслить и сделать выводы, в том числе организационные.

В соответствии с хартией МОК, ОКР в начале 2009 г. передал все свои маркетинговые права оргкомитету "Сочи-2014". Это означает, что мы не имеем права привлекать спонсоров для оказания финансовой поддержки сборным командам. ОКР утратил часть своих функций и полномочий. У ОКР нет в активе спортивных баз, нет в штате тренеров, медицинских работников. То есть мы не имеем прямого отношения к учебно-тренировочному процессу, к непосредственной спортивной подготовке олимпийских команд - в этом мы лишь помогаем министерству и федерациям. Преимущественно ОКР осуществляет представительские функции, занимается протокольными вопросами - аккредитацией на Олимпийские игры спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, почетных гостей. Как и все Национальные олимпийские комитеты, мы решаем вопросы транспортировки команд и спортсменов, размещения их в олимпийской деревне, технического обеспечения. Существует большой блок вопросов протокола, регламентов, юридического сопровождения подготовки и выступления команды на Олимпийских играх. Это заботы ОКР. Со всей ответственностью могу сказать, что ОКР сделал максимум для успешного выступления наших олимпийцев, от которых работники штаба слышат только благодарственные слова. Так было и в Афинах, и в Турине, и в Пекине.

Сложилась парадоксальная схема: государство финансирует сборные команды через министерство, с подачи же государства привлекаются для этих целей спонсорские средства, все это вручается федерациям, но спросить с них государство и ОКР не могут, поскольку федерации – это общественные организации. Схема работает плохо. У нас, и у меня, и у министра Виталия Мутко, накопилось немало претензий к федерациям, в том числе и непосредственно здесь, в Ванкувере. Я не говорю, что нужно полностью подчинить федерации министерству и ОКР, однако люди должны отвечать за свою работу, за результаты команд.

Совместно с министерством мы разработали новую программу управления спортом высших достижений, ознакомили с ней руководство страны. Я думаю, что в ближайшее время после возвращения из Ванкувера наши предложения будут обнародованы, а их реализация позволит нам к Сочи-2014 значительно повысить уровень подготовленности сборных команд. Это касается и зимних, и летних видов спорта. Ведь через два с половиной года – Олимпийские игры в Лондоне.

- Есть ли необходимость больше использовать опыт подготовки иностранных команд? Ведутся ли переговоры в Ванкувере с тренерами-иностранцами?

- Тренеров-иностранцев привлекать можно и нужно: новый опыт, новые взгляды на спорт, на принципы тренировки – это уже стало оправданной практикой во всем мире. Наши специалисты работают за рубежом, мы тоже кого-то привлекаем – это нормально.

- Насколько доброжелательны к россиянам представители других команд? В частности - удается ли общаться с представителями стран СНГ,

особенно Украины, Белоруссии и Грузии?

- У нас прекрасные отношения со всеми делегациями, со всеми командами. Есть договоры о сотрудничестве со многими НОКами, среди относительно недавно подписанных договоров – с Соединенными Штатами и Литвой. В один из дней Олимпиады, 18 февраля, ОКР в Русском доме дал прием, на который были приглашены и пришли практически все руководители делегаций стран бывшего СССР, Восточной Европы. Мы на уровне спортивных делегаций не просто общаемся, но и искренне дружим и с Украиной, и с Грузией, и с Белоруссией, со всей Прибалтикой.

- С кем в Ванкувере россиянам общаться легче всего?

- Наверное, с Украиной и Белоруссией. Я замечаю, что в столовой спортсмены трех наших стран часто обедают за одним столом. Но есть и недоброжелатели, их мало.

Биографическая справка

Леонид Тягачев родился в 1946 г. в подмосковном поселке Деденево Дмитровского района Московской области. С семи лет занимался в специализированной горнолыжной школе, принимал участие во всесоюзных и всероссийских соревнованиях по горнолыжному спорту, становился чемпионом СССР. Тягачев не раз входил в сборные команды СССР и России по горнолыжному спорту, до 25 лет активно участвовал в национальных и международных соревнованиях.

В 1971 г. назначен старшим тренером по горнолыжному спорту Московской области.

В 1976 г. стал главным тренером сборной команды по горнолыжному спорту Советского Союза, подготовил плеяду лучших горнолыжников страны и мира: Александр Жиров и Варвара Зеленская - неоднократные призеры и четырехкратные победители этапов Кубка мира, Валерий Цыганов - победитель этапа Кубка мира, Владимир Макеев - неоднократный призер этапов Кубка мира, Светлана Гладышева - бронзовый призер чемпионата мира 1991 г. и серебряный призер Олимпийских игр 1994 г. Большое количество спортсменов среди юниоров и юношей стали победителями на чемпионатах мира, а также на этапах Кубка Европы.

В 1981 г. Леонид Тягачев был признан лучшим тренером мира.

С 1995 по 1999 г. занимал пост министром спорта и туризма России. Затем в течение полутора лет был первым вице-президентом Олимпийского комитета России.

18 июля 2001 г. единогласно избран президентом Олимпийского комитета России. 22 декабря 2005 г. переизбран на второй срок. 17 декабря 2009 г. - на третий срок.

Леонид Тягачев - член комитета Совета Федерации по международным делам. Член комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.