«Алиса» Тима Бёртона убежала от Льюиса Кэрролла

«Алиса в Стране чудес» (Alice in Wonderland) Тима Бёртона ушла от сказки Льюиса Кэрролла очень далеко. Но это даже к лучшему
OUTNOW.CH

Алисе (Миа Васиковска) девятнадцать, несколько лет назад она осталась без отца, а сегодня у нее помолвка с неприятным, как напомаженный хорек, юным лордом. Обстановка крайне торжественная, гости собрались около беседки с молодыми и затаили дыхание.

Но тут пробегал белый кролик с часами в жилетном кармане...

Сценаристка Линда Вулвертон сочинила по мотивам двух сказок новый сюжет, и педантизма в нем больше, чем парадоксов. Рецензент New York Magazine уже честно предупредил, что получились не «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, а, скорее, «Алиса в Нарнии» Клайва С. Льюиса Кэрролла. В подземной стране (Underland), куда Алиса попадает через кроличью нору, власть узурпирована Красной королевой, сумасшедшие оппозиционеры гоняют чаи и шепотом заклинают: «Долой кровавую ведьму!», а Белая королева ждет Бравного воина, который возьмет вострый меч, сразит ужасного Бармаглота и свергнет тиранию красной сестры.

Но тут пробегал Тим Бёртон с чудесами в жилетном кармане...

Он как Белый кролик: надо успеть туда и сюда, угодить и тиранам из студии Disney (под чью эмблему стилизован замок Красной королевы), и сумасшедшим оппозиционерам-киноманам, ждущим от Бёртона новых готических фантазий в духе «Сонной лощины» и черного юмора как в «Трупе невесты».

О’кей, Диснею – воспитательный сюжет, киноманам – фирменная мрачная атмосфера и отрубленные головы, по которым Алиса переходит ров у замка Красной королевы; выковырянный глаз бульдогообразного Брандашмыга и свинья, о которую «кровавая ведьма», сидя на троне, почесывает короткие ножки. Зато голова у нее как воздушный шар, но бёртоновская муза Хелена Бонэм Картер давно привыкла к самым причудливым трансформациям. Гораздо страньше Белая королева (Энн Хэтэуэй) – жеманная фифа c кровавыми губами, пародирующая ведущую британского кулинарного шоу. А печальные близнецы Траляля и Труляля чудесатее привычно экстравагантного Джонни Деппа в роли Безумного Шляпника.

По существу главного для многих вопроса, удался ли Чеширский кот, можно с удовлетворением промурчать: удался.

Но что-то не так со Страной чудес, и Бёртон это знает. Слишком уж искательно и тревожно здешние обитатели заглядывают Алисе в глаза. Наша? Не наша? Что-то крупновата: может, растибулки переела? Что-то нас не помнит, а ведь мы встречались. Алиса и сама не уверена, «та» она или «не та» – для девушки 19 лет это, наверное, не самый простой вопрос. Еще немного ребенок, уже почти взрослая, Алиса готова выйти из сказки в фальшивый «жизненный» финал, где примет ответственные решения. Вот только надо напоследок победить Бармаглота. И соврать Шляпнику, что еще вернется. Хотя понятно, что вернуться невозможно, и нынешний визит это лишь подтверждает. Они ведь не напрасно волнуются, эти странные существа. Очень их всех жалко. Не с кем им больше играть и некому сниться.