Новым директором Музея архитектуры им. А. В. Щусева назначена Ирина Коробьина

Корреспондент «Ведомости. Пятница» Мария Фадеева встретилась с новым директором, чтобы узнать, какие изменения ждут музей.

Новым директором Музея архитектуры им. А. В. Щусева (МуАр) назначена руководитель Центра современной архитектуры Ирина Коробьина. За 10 лет работы предыдущего директора – Давида Саркисяна (он умер 7 января) МуАр стал центром московской культурной жизни, а также движения по защите архитектурного наследия. Тем не менее музей ругали за отсутствие постоянной экспозиции, исчезнувшей после его переезда 20 лет назад. Еще одна очевидная проблема, оставшаяся нерешенной, – необходимость реставрации зданий на Воздвиженке, которые музей занимает сейчас. Корреспондент «Пятницы» Мария Фадеева встретилась с новым директором, чтобы узнать, какие изменения ждут музей.

– В чем вы видите назначение музея?

– Вот в Голландии архитекторы стремятся участвовать во всех государственных муниципальных советах-пересоветах. Их очень внимательно слушают и население, и чиновники – ведь от них зависит коллективное будущее. В нашей стране картина совершенно другая. Мир архитекторов закрыт. Думаю, что музей – мост между профессионалами и обществом, да и всем миром. Кроме того, это центр международной архитектурной жизни, своего рода инструмент единения самых разных сил. Место, где генерируется профессиональная мысль, идет научно-исследовательская деятельность, утверждаются культурные ценности, подразумевающие и защиту наследия, и продвижение авангардных тенденций. Верю, что музей станет для многих пространством для самореализации и институтом гражданской активности, чего сегодня, как мне кажется, не хватает ни в обществе, ни в нашей профессии.

– То есть можно ожидать, что в музее будут новые программы?

– Перспектива работы над концепцией развития музея меня очень вдохновляет. Это потрясающе интересная задача! Невзирая на собственное научное прошлое, думаю, неправильно ее замыкать на себе или приглашенной знаменитости. Раз мы хотим построить лучшее в мире пространство для архитектурной жизни, наш общий дом, открытый для всех, то в его создании могут и должны принимать участие все, кому это интересно. Уже сегодня в числе моих консультантов – президент Российской академии архитектуры Александр Кудрявцев, швейцарский архитектор Петер Цумтор, директор венского музея прикладного искусства МАК Петер Ноевер, культуролог Владимир Паперный, российские архитекторы Александр Бродский, Юрий Григорян и многие, многие друзья и коллеги.

Маяком для меня является знаменитый МАК. Петер Ноевер в 1986 г. пришел в благополучный, но достаточно скучный музей и сделал из него один из самых эффективных центров архитектуры и авангардного искусства в мире. Однако в нашем случае начинать нужно со строительства нового депозитария. Лучшая в мире коллекция сейчас хранится в некондиционных условиях. Да и научная работа, очень серьезная в советское время, как-то сошла на нет. Пора начинать думать и про постоянную экспозицию, и все это непосредственно связано с общей концепцией развития музейного комплекса.

Полную версию интервью читайте в ближайшем выпуске «Ведомости. Пятница».