Сразу два московских театра решили поставить пьесы об отношении к деньгам

В Театре им Пушкина ставят «Бешеные деньги», в «Сатириконе» – просто «Деньги» (по пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»).
Елена Касаткина

В Театре им. Пушкина ставят «Бешеные деньги», в «Сатириконе» – просто «Деньги» (по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын»). Роднит эти спектакли не только ключевое слово в заглавиях: в обоих театрах подчеркивают, что ставят о современности, а значит – еще и о Москве, где разворачивается действие пьес. В одном случае это Москва светская и деловая, в другом – нищенская и криминальная.

«Деньги» в «Сатириконе» ставит сам художественный руководитель Константин Райкин. Жанр спектакля определен им как «криминальная сказка», а в действие введена целая группа новых лиц – обитателей воровского притона. Социальное положение героев балансирует на тонкой грани нищеты. Скряга-дядя посылает племянницу клянчить на приданое, тетка уговаривает стать содержанкой купца. Вернувшийся из острога Петрович мстительно поглядывает в сторону дяди, в свое время обобравшего его до нитки, – тот когда-то был ловким чиновником и наверняка изрядно накопил. Квартальный Тигрий Львович Лютов донимает жильцов, чтобы те привели в порядок выцветшие заборы и разрушающиеся дома.

Райкин перенес действие в наши дни, поселив героев на окраине Москвы в напоминающих гаражи боксах, среди мусорных баков, лопастей кранов и украшенных убогими лампочками деревьев (сценограф – Дмитрий Разумов). Это смешанный спектакль, где заняты многие молодые актеры «Сатирикона», пришедшие в труппу прямо с выпуска гитисовского курса Райкина. Однако в главных ролях – актеры среднего поколения, в их числе Денис Суханов, который играет скупердяя Михея Крутицкого.

Действие «Бешеных денег» также начинается в стороне от города – в модном в середине XIX века Петровском парке. Материальное положение героев здесь точно так же шатко. Большинство из них тоже без пяти минут банкроты, однако виду не подают – разыгрывают из себя беззаботных светских мотыльков, любящих пригласить друзей в ресторан и разыграть шутку.

С шутки и начинается знакомство предприимчивого, но небогатого и простодушного провинциала Саввы Василькова с капризной Лидией Чебоксаровой и ее матерью: молодого человека представляют дамам как владельца золотых приисков. Эффектное motto Василькова «как бы ни увлекался, из бюджета не выйду» в конце концов оправдает себя в глазах светского семейства. Уже ставшая его женой Лидия в финальной части пьесы выдаст индульгенцию всем деловым людям на свете, а также вынесет предупреждение невестам: «Им не видать больше изящных, нерасчетливых мужей!»

К звездам труппы Театра им. Пушкина – Виктору Вержбицкому, Александре Урсуляк, Вере Алентовой – режиссер спектакля Роман Козак добавил хорошо знакомого зрителям Николая Фоменко (он играет Кучумова, немолодого и похотливого друга семьи). Но самую крупную ставку Козак сделал на Ивана Урганта, которому досталась роль Василькова. Ставка не самая беспроигрышная – в последний раз телеведущий выходил на театральную сцену в студенческие годы. Но что поделаешь – здесь уже сам Козак идет вслед за своим предприимчивым и, несомненно, разумным, но безгранично влюбленным в авантюру новым героем.

«Сатирикон», 23-25, 29-30 апреля, satirikon.ru;

Театр им. Пушкина, 8-10 мая, teatrpushkin.ru