Своевременная выставка по поводу всегда актуальной "Сказки сказок"

В Галерее на Солянке открыли выставку, посвященную тридцатилетию фильма «Сказка сказок» и его авторам – детям войны
А.Махонин

Это кино не стареет – не теряет своего волшебного обаяния. Обаяние и сейчас действует, сколько ни эксплуатируй. На выставке «Большие глаза войны» норштейновский мультфильм, естественно, показывают в просмотровой комнате целиком, и если сначала смотреть его не собираешься – ну сколько же можно, – то в конце концов, побродив по галерейным залам, все равно садишься в кресло перед экраном. Самые прославленные и до оскомины памятные эпизоды пропускаешь, но высматриваешь новые, еще не замеченные.

В залах галереи расположена выставка о фильме, сделанная без больших затей и не по-музейному. Там почти нет подлинников, только репродукции – кадров из фильма, подготовительного материала к нему, фотографий шестидесятилетней давности.

И еще слова, много слов: к каждому кадру подробные комментарии Норштейна, по стенам – фрагменты его воспоминаний и восхищений женой Франческой Ярбусовой, нарисовавшей героев его фильма. От слов и репродукций создается впечатление путешествия внутри книги, давно зачитанной, с потертыми картинками.

Впечатление давно виденного поддержано инсталляцией из собрания Музея кино – представляющей собой переведенный в пространство хрестоматийный кадр с летящими и птицами усевшимися на дерево письмами-треугольниками. Эту прекрасную бутафорию, как и большинство выставленного, уже приходилось видеть. Пять лет назад на выставке Норштейна в Музее имени Пушкина.

Правда, там не было, как теперь на Солянке, простых вещей военных лет: аккордеона, телефонов, шляпок-таблеток, нарядных платьев из шифона и панбархата да замшевых женских туфель – изящных, несмотря на толщину подошвы. Но и этот вещественный, как и звуковой, ряд выставки (песни сороковых, сообщение информбюро, знойное танго) кажется абсолютно современным, потому что не исчезает с телеэкранов.

Песенная фраза «то, что было не со мной, помню» давно звучит для публики зловеще, как диагноз. Война так проэксплуатирована маскультом, что подлинные вещи и звуки воспринимаются как киношный антураж.

Зато нафантазированный, сложно сочиненный, рукодельный мультфильм, образы которого родились из детских воспоминаний и классики искусства, воспринимается как правдивое свидетельство о времени и войне. Хотя не о ней в «Сказке» речь.