Фестиваль "Кинотавр" открылся немой сценой

«Кинотавр» открылся забавно придуманной, но не вполне отрепетированной пантомимой на тему «Как снять кино». В конкурсе это умение будут показывать повзрослевшие ровесники героя фильма Карена Шахназарова «Курьер»

Затянутые в черные трико артисты миманса с приклеенными картонными головами видных отечественных кинематографистов разных эпох разыграли на сцене короткий пластический сборник этюдов-рецептов: «поставьте массовую сцену», «добавьте интригу», «пригласите звезду» и т. д. Если взглянуть на саму церемонию как на короткий фильм, снятый по этим рецептам, то массовость здесь привычно обеспечили сочинцы и гости города на площади перед театром, уровень звездности – медийные лица, а необходимую интригу за несколько месяцев до «Кинотавра» создала внутренняя кадровая трехходовка: генеральный директор Игорь Толстунов ушел с поста и даже продал свои акции, председатель попечительского совета Александр Роднянский занял упраздненный здесь несколько лет назад пост президента, а главой попечителей стал Федор Бондарчук. Он и раньше считался одним из первых лиц обновленного «Кинотавра», теперь же получил официальный статус – и было бы неплохо, если бы этот статус помог главному внутреннему кинофестивалю страны обзавестись лояльностью политической элиты и, следовательно, поддержкой бизнеса, не поступившись при этом творческой независимостью.

Пока что об особой любви власть и деньги имущих к «Кинотавру» говорить не приходится. Роднянский напомнил залу о прошлогодних думских прениях в связи с якобы насаждаемым «Кинотавром» мрачным взглядом на российскую действительность и пообещал новые споры.

Председателем большого жюри спустя 14 лет вновь стал Карен Шахназаров, и эту карту решили разыграть на церемонии открытия, посвятив ее ровесникам главного героя фильма «Курьер», и в частности тем из них, кого до сих пор причисляют к «молодым кинематографистам», хотя сейчас им около 40. Из их фильмов по преимуществу и состоит конкурс (за исключением «Человека у окна» Дмитрия Месхиева, «Перемирия» Светланы Проскуриной, «Гастарбайтера» Юсупа Разыкова и «Золотого сечения» Сергея Дебижева). Причем почти половина программы – дебюты. Большинство из конкурсантов тяготеет к драме и небогатым фактурам – впрочем, постановочная скромность может быть следствием не только авторских убеждений, но и экономических обстоятельств.

Давайте поменьше думать о бюджетах – с таким призывом к собравшимся обратились ведущие церемонии Григорий Добрыгин и Юлия Снигирь, проиллюстрировав эту мысль эпизодом из «Курьера», где Иван Мирошников советует приятелю Базину мечтать не о зимнем пальто, а о чем-нибудь высоком. Правда, при этом дарит ему плащ – а от кого ждать подарков дебютантам?

Тем из них, кто принял участие в показанном на открытии киноальманахе «Москва, я люблю тебя!», искать денег на пятиминутки не пришлось – о них позаботились продюсеры Юрий Глоцер и Егор Кончаловский, взамен попросив, казалось бы, о сущей безделке: позитивно смотреть через камеру на окружающий мир. Но и эта просьба, видимо, показалась участникам проекта (как дебютантам, так и именитым) чрезмерным требованием и сковала их по рукам, ногам и мозгам: из 18 короткометражек хоть какой-то интерес представляет максимум треть, а удачами я бы назвал только комикс самого Кончаловского «Москвичи», ироничный кич Екатерины Двигубской «В центре ГУМа у фонтана» и арт-экзерсис Мурада Ибрагимбекова «Объект № 1».

С одной стороны, процент художественно состоятельного невелик. С другой – он никогда особо и не зашкаливал.