Наконец стало ясно, зачем нужен Московский книжный фестиваль

С 11 по 14 июня в Центральном доме художника прошел Пятый московский книжный фестиваль. На этот раз стало ясно, зачем он нужен

Фестиваль удался почти без скидок и оговорок. Если в первый день – а это была дождливая, неприветливая пятница – меж фестивальными шатрами дышалось, пожалуй, все же чересчур свободно, то в выходные у касс выстроилась очередь, дворик ЦДХ огласился криками самых юных посетителей фестиваля, среди которых были и грудные младенцы, на траве в теньке стало тесно от самых усталых и раскованных гостей, а на круглых столах и чтениях начались аншлаги. Ко второму дню работы фестиваль напоминал хорошо отлаженную машину, бесшумно и плавно двигавшуюся вперед.

Само по себе ничего никуда не поедет. И бородатый машинист с блокнотом в руках энергично ходил здесь же – программным директором фестиваля с прошлого года стал Борис Куприянов, сменив на этом посту Александра Гаврилова, пять лет назад книжный фестиваль придумавшего. Нынешний успех, безусловно, заслуга Куприянова и его команды. Хотя отчасти и времени тоже, которое помогло организаторам ясней понять свои цели: «не развлекать, а заставить задуматься».

Как кажется, впервые за время существования фестиваля публика вошла во вкус и почувствовала: обсуждение насущных проблем – не менее прекрасно и важно, чем приобретение даже и самых замечательных книг на ярмарке. Впрочем, и осознание этого не далось бы ей, не будь темы для дискуссий этого года так хорошо продуманы. Смысловые магистрали фестиваля пролегали сквозь самые острые околокнижные проблемы. Несколько встреч были посвящены электронному будущему книг, несколько – жизни книжного рынка. Издатели и книгопродавцы говорили о формировании цены на книгу, о влиянии книжных рецензий на продажи, о европейском опыте. Выяснилось, что издатели скорее за качественные, чем за дешевые, книги и что для повышения объема продаж нужно все то же: пропагандировать чтение. Но чья это задача – государства или предпринимателей, участники дискуссий сойтись не могли.

На фестивале отмечалось и столетие со дня смерти Льва Толстого. В холле ЦДХ шло беспрерывное «караоке по Толстому», здесь можно было почитать «Анну Каренину», текст которой проецировался на экран, члены жюри премии «Ясная Поляна» объясняли, в чем их вера, а критик Павел Басинский увлекательно рассказывал о том, как работал над своей новой книгой «Лев Толстой: бегство из рая», посвященной уходу писателя из дома.

Содержательной получилась дискуссия о связи литературы и географии, в которой приняли участие русские писатели, живущие за рубежом, – Михаил Шишкин (Швейцария), Лена Элтанг (Литва), Мариам Петросян (Армения), Алексей Цветков (США). Все они встречались с читателями и тет-а-тет, а Шишкин и Элтанг читали и фрагменты из неопубликованных романов. А среди самых заметных иностранных гостей была блистательная автор «Шоколада» Джоан Харрис.

Впервые на фестивале продавались виниловые пластинки и книги маленьких издательств, которым предоставили площадь по льготным ценам. Одна из самых долгожданных новинок – воспоминания поэта Льва Лосева «Меандр» («Новое издательство»). Особенно приятно упомянуть и прошедшую вчера презентацию книги Максима Трудолюбова и Павла Аптекаря о цене сталинского наследия, родившейся на страницах газеты «Ведомости»; рукопись готовится к печати в издательстве «Роспэн».

Умно придумана была и детская программа, в этом году детям всех возрастов особенно охотно предоставляли слово, и обсуждали они вполне взрослые темы – свободу слова, недостатки родителей и учителей, «Подстрочник» Лилианы Лунгиной.

Всего не перечесть. Но главный итог нынешнего года такой: организаторы поняли, зачем книжный фестиваль людям, и сумели донести это до людей.