Олег Кулик провел высоко на дереве целый фестиваль

В этом году фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» был отдан на творческий откуп Олегу Кулику, куратор залез на дерево, высоко

За пять лет фестиваль «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец Калужской области обрел столько стойких поклонников, что даже нынешняя злющая жара не помешала толпам выйти в леса и поля на поиск арт-объектов.

Зрителей в этом году было явно с избытком, они ужасно пылили машинами, стадно загромождали деревенское пространство палатками и устраивали выяснение отношений у обмелевшего колодца. И если прошлые издания «Архстояния» были дороги необычайно лирической нотой меланхолического единения культуры с природой, то этот фестиваль больше напоминал аттракцион на природе, где главный успех имели объекты, связанные с водой (попроще – Марины Звягинцевой и повеселее – «Меганома»).

Нынешнее «Архстояние» приросло не только зрителями, но и объектами. Их 25, и они расположены на таком количестве гектаров, что все осмотреть за день оказалось решительно невозможно, по крайней мере на жаре.

Куратор Олег Кулик собрал для проекта слишком много участников, поэтому традиционный высокий общий уровень – интеллектуальный и художественный – удержать было невозможно.

Но Кулику, как он не раз доказывал, много ничего не бывает. Ни слов, ни действий, ни проявления эмоций. «Девять ключей лабиринта. Лесная литургия» – так называется «Архстояние» этого лета. В кураторском манифесте к событию, отчаянно словоблудном, распухшем от прописных букв, надутом пафосом до комизма и прекраснодушием до полного бреда, так что и цитировать не хочется, зрителей призывают отдаться природе и изменить собственное потребительское сознание.

Перформанс – это идефикс Кулика последних лет – является магическим и мистическим действом. Оно и должно было состояться на поле с выложенным из камней лабиринтом, но только в прошлую ночь под звуки и песнопения.

Сам Кулик, приготовляясь к важной акции, провел несколько дней на дереве, очень высоко, в маленьком домике. Когда он на глазах приехавших журналистов оттуда спускался, демонстрируя отменную физподготовку, поверьте, сердце замирало.

Но претенциозная «духовка» – это только два фестивальных дня. От них в окрестностях Никола-Ленивца скоро мало что уцелеет. Деревянные мостки, хитро выложенные Дмитрием Гутовым. Зигзагообразный окоп «Красная армия» Анатолия Осмоловского. Прокошенная Евгением Ассом в честь столетия смерти Льва Толстого долгая тропа в поле. Расчерченное прямо среди берез футбольное поле «Синих носов». Канат, прошивающий овраг, – «Рана Земли» Ивана Колесникова и Сергея Денисова.

Не каждый фестиваль приносит Никола-Ленивцу такие подарки, как прошлогодняя «Ротонда» Александра Бродского или объекты Николая Полисского прошлых лет. Величавая тамошняя природа не благоволит суете – ни туристической, ни художественной.