Правительство потратит 100 млрд руб. на туристическую привлекательность России

К 2016 г. отечественный туристический рынок вырастет в пять раз, а иностранцы отправятся отдыхать в российскую глубинку. Такие планы строит правительство
AP Photo/ Igor Yakunin

Премьер Владимир Путин утвердил концепцию новой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2016 г. Готовит ее Минспорттуризм.

По конкурентоспособности в туристическом секторе Россия занимает 59-е место из 113, хотя потенциал существенно выше – по природным богатствам и объектам культурного наследия страна на 5-м и 9-м местах, ссылается Минспорттуризм на рейтинг Всемирного экономического форума. Мешают реализовать потенциал неразвитая инфраструктура (гостиниц мало и они плохие, перебои с водой и светом) и нехватка профессионалов.

Цена ФЦП – 332 млрд руб. в 2011–2016 гг., доля федерального бюджета – 96 млрд. С Минфином расходы согласованы, говорит его представитель. Главная статья расходов – модернизация инфраструктуры и создание туристических комплексов, на эти мероприятия потратят 326,8 млрд руб., на повышение качества туристических услуг – 771 млн, на рекламу – 4,5 млрд (за рубежом – 2 млрд).

Развивать правительство хочет все виды отдыха: пляжный, культурно-познавательный, лечебный, активный, круизный, экологический. Перспективное направление – сельский туризм, рекомендуют чиновники: горожане смогут приобщиться «к традиционному укладу жизни», а для селян он станет дополнительным или основным источником дохода. По оценке чиновников, российские деревни могут привлекать по 600 000 туристов в год. В целом же реализация программы увеличит к 2016 г. объем рынка с 81 млрд до 417 млрд руб., число иностранных туристов – с 3,6 млн до 23 млн, российских – с 32 млн до 45 млн.

Цели амбициозные, считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, но достигнуть их будет сложно, если не сдерживать рост тарифов естественных монополий. Сельский туризм популярен в Финляндии, Венгрии и Польше, чтобы конкурировать, российским хозяйствам нужно подумать об условиях размещения туристов, отмечает он. Расходы на туризм гораздо больше бюджета программы, отмечает директор Института инноваций инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина: только на подготовку к Олимпиаде и форуму АТЭС планируется потратить свыше 1 трлн руб.