В Пушкинском музее проходит выставка русской живописи из Армении

В Пушкинский из армянских музеев привезли 101 картину. Среди авторов лучшие русские художники, в том числе армянских кровей, и армянские художники
С.Николаев

Поэтическое название выставки «Два цвета радуги – двух судеб отраженье» из серии тоже не с прозаическим названием «Под сенью дружных муз» настраивает на лучшие чувства и их удовлетворяет. Из Национальной галереи Армении и еще трех музеев этой страны привезли русскую живопись в коротком, но почти полном наборе – от Левицкого до Фалька через Тропинина, Щедрина, Репина, Серова, Коровина, мирискусников и бубновых валетов.

Конечно, не все хрестоматийные русские художники представлены вещами первоклассного музейного уровня. Левитан, например, довольно бледный, зато женский портрет Ильи Репина очень мягкий, кружевной, обаятельный. Есть вещи и знаменитые, часто воспроизводимые – яркий, декоративный «Портрет М. Н. Акимовой» Валентина Серова с его фирменным для заказных портретов отношением к заказчице – льстяще-раздражительным, с любовью к живописи и безразличием к человеку. Мало известный и довольно неожиданный, но очень выразительный «Портрет жены директора Костромской мануфактуры»; жена эта очень, очевидно, несчастна – в черном, скорбная, с близкими слезами. Еще знаменитая вещь – портрет поэта Андрея Белого сухого, сурового письма Кузьмы Петрова-Водкина.

Но не эти замечательные художники являются главными героями выставки. Две кульминационные точки экспозиции – полотна Ивана Айвазовского и Мартироса Сарьяна.

Самый известный и плодовитый русский маринист только на этой выставке отмечен в скобках своим армянским именем Ованнес (но не фамилией Айвазян) и представлен очень эффектными работами, способными удовлетворить море взыскательных поклонников его бравурной кисти. Рядом с ними показана уж очень краткая история армянской живописи – от иконы и зачинателя светской армянской живописи Акопа Авнотяна-младшего до символиста-европейца Варгеса Суренянца.

Но настоящий триумфатор на выставке – Мартирос Сарьян в лучшем, раннем, доармянском своем периоде. Ему отдано почетное, святое, можно сказать, место в Белом зале и вообще больше всего места на выставке. Вокруг картин певца исторической родины и Востока, национальной гордости армянской живописи, по стенам зала развешены живописные сочинения его приятелей по объединению «Голубая роза» и современников из «Бубнового валета».

Эта радостная и меланхоличная, яркая и пряная русская живопись начала ХХ в. – Борисова-Мусатова, Уткина, Григорьева, Кончаловского, Машкова, Фалька, Ларионова и Гончаровой – стала главным содержанием выставки. Плюс для совсем уж звездности – большая беспредметная композиция Василия Кандинского и камерный пейзаж Марка Шагала.

Многие работы, привезенные из Армении, попали в государственные музеи из частных коллекций. Поэтому на выставке много букетов, пейзажей и натюрмортов – любимых жанров коллекционеров всех времен и народов, но от этого она не выглядит бедной. Все собранное хорошего живописного качества.

И очень приятно, что кураторы выставки именно так расставили акценты и выбрали приоритеты. Они вполне могли сделать ставку на Айвазовского, чтобы привлечь зрителей. Но вкусы уже несколько лет как сменились, и самым популярным периодом у московской публики стало искусство начала прошлого века. Казавшаяся сто лет назад безумной дерзостью и несусветной дикостью, живопись отстоялась настолько, чтобы нравиться всем и стать классикой.

Притягательность этой живописи объяснима – она очень эмоциональная и энергичная, в ней чувствуется любовь к жизни и к самой живописи. И это последний счастливый ее, живописи, период.