Музыкальный фестиваль с участием Джеймса Бонда и президента Хорватии
Завершился фестиваль «Юлиан Рахлин и друзья». В друзьях у него побывали сэр Роджер Мур (в прошлом – агент 007) и президент Хорватии Иво Йосипович (в прошлом и настоящем – композитор)Сентябрьский фестиваль длит музыкальное лето Европы, заканчивая сезон и предваряя новый. Изысканный проект Рахлина верен камерной основе, но ищет сюрпризы.
Открытие – одно из последних сочинений Бетховена, Струнный квартет № 13. Заказанный князем Голицыным за год до смерти композитора, он имел трудную судьбу. Огромное шестичастное произведение – глубокое размышление о жизни и смерти – нетрадиционно по форме: ее венец – грандиозная фуга. Репетировавший премьеру сочинения квартет скрипача Шуппанцига отказывался играть финал ввиду его сложности, чем вызвал гомерический смех Бетховена. Не понимали фугу и современники. «Всеобщая музыкальная газета» характеризовала в рецензии на премьеру (1826) смысл 6-й части как «китайский». Уступая издателям и общественному мнению, автор написал традиционный финал в австро-немецком народно-танцевальном стиле, а фугу выделил в отдельный опус. В дальнейшем квартет обычно исполнялся в адаптированном варианте. Рахлин с друзьями (Юлия-Мария Кретц, Лоуренс Пауэр, Борис Андрианов) не только выбрали первоначальный замысел Бетховена, но и превратили его в литературно-музыкальный монтаж: каждую часть произведения предварял фрагмент знаменитого «Гейлигенштадтского завещания», написанного композитором во время тяжелого кризиса из-за начавшейся глухоты.
Мрачные мысли и прозаические соображения Бетховена дробили поток музыкального смысла. Однако актерская манера сэра Роджера Мура (Джеймс Бонд № 2 работает в доброй театральной английской традиции) придала вечеру свежие и даже юмористические краски. Само собой, фестивальный ансамбль легко расправился с неодолимыми когда-то трудностями, подчеркнув непредсказуемость бетховенского гения.
Другой сюрприз преподнес Иво Йосипович – президент Хорватии предстал как автор музыки. Кто знает, что до взлета в политике известный хорватский юрист преподавал гармонию в Музыкальной академии, руководил Биеннале современной музыки в Загребе и Союзом композиторов Хорватии? Его «Жалобная песня» для скрипки и рояля (1994), исполненная Юлианом и Софи Рахлиными, вызвала грусть не характером, а размышлениями постфактум, из разряда «музыка навеяла»: как же симпатично и перспективно общество, где лидер имеет обаятельное человеческое лицо. Музыка власти может быть гуманной, но она звучит так не повсюду вдали от Дубровника.
Рахлин с партнерами за 10 лет приучили слушателей к высокому уровню музицирования, где случаются открытия. В этот раз запомнились фортепианные трио Мендельсона (Штефан Владар, Рахлин, Андрианов), Квартет и Квинтет Шумана (в них лидировали пианисты Итамар Голан и Владар, виолончелист Торлейф Теден и 17-летний скрипач Фумиаки Миура). Но даже на этом уровне покорил ансамбль «Соледад». Квинтет молодых музыкантов из Бельгии (гармоника/аккордеон, рояль, скрипка, гитара и контрабас) выступает на престижных мировых сценах и делает записи на ведущих фирмах. Их «Легкий ночной концерт» в ренессансном палаццо Княжев двор из музыки в латиноамериканском стиле (вершина – культовый Пьяццолла) влился в неповторимую атмосферу города на Адриатике. Фантастически витальная история Дубровника стала в этой музыке неистово романтическим переживанием современности. Дубровник