Петр Кончаловский хорошо подан

Выставка Петра Кончаловского в Третьяковке собрала лучшие произведения этого мощного, талантливого и завидно плодовитого русского художника
М.Стулов

Это представительная и образцово сделанная выставка лучших произведений художника, собранных из Третьяковки, Русского музея, фонда Петра Кончаловского и частных коллекций. Три зала Инженерного корпуса галереи – два больших и один камерный – ровно столько, сколько для нее надо.

Развернули бы выставку шире, то живописного напора картин Петра Кончаловского, кажется, не выдержать. У него всего много – холста, красок, изображений, предметов, бликов, самобытности и влияний, русского характера и европейской выучки, традиций и их нарушений.

От этой большой силы даже хочется немного передохнуть в малом зале, где традиционно показывают графику. И действительно, там есть акварели и рисунки, замечательные, но есть и живопись, просто меньшего формата. Потому что, как свидетельствует надпись на музейной стене, цитирующая Кончаловского: «В живописи смысл – живопись. Если нет живописи, нет картины».

А живописи в картинах Кончаловского очень много, это всегда было видно и в небольших дозах художника на выставках, например посвященных объединению «Бубновый валет» или русским художникам начала прошлого века. И не скажешь, что соседи его по этим выставкам писали робко, но Кончаловский все равно выглядел там тяжеловесом, ну и сезаннистом, конечно.

Как и многие художники, не только русские, его возраста и круга, он учился у великих французов: Моне, Ван Гога, Сезанна, Матисса и Пикассо. Но, кажется, только у него в одной работе видно влияние всех учителей сразу.

Главный экспозиционный удар выставки – три семейных портрета художника. Все огромные, с ним самим, женой, дочкой и сыном. Соответственно 1911, 1912 и 1917 годов. В первом, кажется, больше от Моне, во втором – от Матисса, в третьем, пятнистом от бликов, похоже, победил Сезанн. А куратор выставки Ирина Вакар пишет в каталоге, что во всех этих живописных семейных фресках есть еще и влияние русской парсуны. И, несмотря на все влияния, видно, что Кончаловский – русский художник.

Такую живопись не легко показывать, тем более что большинство работ относится к раннему, самому сильному периоду очень долгой творческой жизни Кончаловского. Но на этот раз у Третьяковки все получилось. Понятная и выигрышная задача – показать лучшее, правильный отбор, культурное оформление – дизайнер Джек Паттерсон сделал все, чтобы его работы не было видно. Даже главные спонсоры в этот раз под стать художнику – «Газпром» и ВТБ.