Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 2695 от 21.09.2010 под заголовком: Апельсином в героя

На Инсбрукском фестивале показана опера Перголези "Олимпиада"

Фестиваль старинной музыки в Инсбруке поменял лидера, но не курс – возрождение шедевров барокко, к которым относится и «Олимпиада» Перголези
Larl

Фестиваль старинной музыки в Инсбруке прошел уже в 34-й раз. В этом году им впервые за долгие годы руководил не прославленный дирижер и контратенор Рене Якобс (он возглавил теперь фестиваль в Потсдаме), а его бывший ассистент Алессандро де Марки. Подобные смены руководства порождают настороженность. Каким станет фестиваль без своего многолетнего лидера? Выдержит ли де Марки планку, заданную Якобсом?

Первый блин не выглядит комом. Сбалансированная программа, именитые участники, приближающаяся к стопроцентной заполняемость залов, от театра и монастыря до капеллы в замке и парковой беседки. В афише не только авторы Ренессанса (Средневековья в Инсбруке мало), но и эксперименты. Так, обладательница замечательного голоса каталонка Нуриа Риал сперва представила программу итальянцев XVIII в., а затем выступила с джазовым ансамблем венгра Элемера Балаша.

Руководимый де Марки барочный оркестр Academia Monti Regalis – из числа лучших в Европе, впрочем, в его репертуаре много произведений и для классических, а не только барочных инструментов. Оркестр выступает в Инсбруке уже не первый год, в том числе и в оперных постановках. На этот раз он играл в забытой «Олимпиаде» Перголези.

300-летие композитора требовало особого приношения – «Олимпиада» оказалась удачным выбором. Ее либреттист Метастазио был главным поставщиком оперных сюжетов эпохи. Помимо Перголези либретто воспользовались еще полсотни композиторов, переложивших на музыку хитросплетения судеб античных греков. Приключения двух влюбленных пар весьма запутанны. Отец не дает Аристее (Рафаэла Миланези) выйти замуж за любимого, а требует – за героя Олимпиады. Влюбившийся в Аристею принц Лисид (Дженнифер Ривера: партии кастратов сегодня поют сопрано) позабыл ради такой награды свою невесту Аргену (Джефри Френсис), но не верит, что сможет победить. Под его именем побеждает Мегакл (Ольга Пасечник), хотя тот сам влюблен в Аристею. Когда открывается подмена, папа впадает в гнев. Всех хотят казнить, но в последний момент все проясняется, и две свадьбы венчают оперу.

«Олимпиаду» Перголези, как раз сочинившему свой главный хит «Служанка-госпожа», заказал римский театр Тординона. У театра не было денег, композитор пожертвовал хором. Времени было тоже мало, и Перголези воспользовался находками своей последней оперы «Адриана в Сирии». Как выяснилось, зря. Римская публика почувствовала в «Олимпиаде» что-то принципиально новое, если не сказать – чуждое себе. За несоответствие ожиданиям композитора могли бы и побить, но премьерный скандал свелся к апельсину, метко пущенному из зала в голову автора.

Зато сегодня стоило не пожалеть апельсина для режиссера Александра Жулина (русское звучание фамилии случайно). Тот воспринял Перголези как не соавтора, но икону. Певцы изображают страсти, а ты пять часов ожидаешь от режиссера каких-нибудь усилий. Эффектные декорации Альфреда Петера, вдохновившегося театром Фарнезе в Падуе, толком не обыграны. Ублажается лишь слух – голоса в Инсбруке умели подбирать всегда, а де Марки считается мастером барочных интерпретаций.

В общем, за музыкальную часть фестиваля можно не беспокоиться, тем более что Инсбрук сам кует себе кадры. В этом году фестиваль впервые провел конкурс барочных певцов им. Антонио Чести. Первый приз получила уроженка Шушенского, выпускница екатеринбургского университета 25-летняя Анна Горбачева. Так русские обозначают свое присутствие не только в зрительных залах, но и на важнейших барочных сценах Европы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать