Выставка «Флюксус» в новых стенах Московского дома фотографии

Новое здание Московского дома фотографии открыли серией выставок, самая ожидаемая – французская о группе «Флюксус», лучшая – избранного из фондов самого музея
С. Портер

Большое счастье, что новое здание Московского дома фотографии наконец построили. Несчастье – оно получилось некрасивым. Новые стены на старом месте – наглядный пример новой московской архитектуры, неуклюжей и нечестной, в смысле притворяющейся реконструкцией.

Двойной фасад – безликий и новодельный под старину. Узкий, сдавленный лестничными пролетами атриум – не источник света и воздуха, как ему быть положено, а катастрофический провал между этажами. Выставочные залы – глухие белые коробки, где никогда не будет солнца, потому что нет окон. Грузная лестница.

На открытии многие вспоминали нью-йоркский Музей Гуггенхайма, но всуе, наш рожден отечественной традицией, предшествующей лужковской, – монументальным брежневским партстроем с его скромной фантазией и немереным пафосом. Впрочем, это как раз актуально: советское опять значит отличное.

«Актуальное» – важное слово. Московский дом фотографии уже несколько лет величался Мультимедийным комплексом актуальных искусств, но этого даже его директор Ольга Свиблова произнести не могла. Теперь она придумала Мультимедиа арт музей, Москва. Звучит опять не по-русски, еще хуже выглядит в авторском написании – вопреки родной грамматике, все слова с прописной буквы. Зато по-английски аббревиатура МАММ напоминает другой великий нью-йоркский музей – MoMA (Museum of Modern Art), так что мы тут красимся не в мексиканского тушканчика, а в шанхайского барса.

Однако новоселье – праздник и повод вспоминать о достижениях самого активного московского музея и его неутомимого руководителя. Малая часть этих достижений представлена на открытии. В нескольких залах показывают сливки фотографической коллекции, а значит, краткую историю отечественной фотографии в ее лучших, прямо скажем великолепных, образцах. Собрать такой фонд – блестящее профессиональное достижение. Пропагандировать его – а Дом фотографии сделал несметное число выставок за границей – большая заслуга.

В качестве почетного заморского гостя на открытии показали выставку «Флюксус: поживем – увидим...», собранную Бернаром Блестеном легко и свободно, как и требует тема. «Флюксус» – рожденное в 60–70-х гг. международное движение художников и музыкантов, избравших мишенью нормативное искусство и уверяющих, что прекрасное есть жизнь.

Некоторые из его тезисов сейчас читаются анекдотически, но так они и были задуманы. Однако после «Флюксуса» уже много прожито и увидено, движение творческих анархистов музеефицировалось, выделило по законам функционирования культуры несколько ключевых имен из длинного списка участников. На выставке много места отдано родоночальнику движения, эксцентричному Джорджу Мациюнасу. Поскольку «флюксовцы» не создавали высокохудожественных произведений, то и выставка состоит из внехудожественного мусора – записок, смешных объектов, газетных вырезок, видеозаписей событий-инвентов. Большинство экспонатов – собственность Бена Вотье, участника движения и хранителя его духа. Что-то на этой выставке до сих пор бодрит, но есть и шутки с седой бородой.