Матье Амальрик снял фильм о гастролях стриптизерш

В «Турне» Матье Амальрика, получившем каннский приз за режиссуру, столько знакомых образов и мотивов, что это мешает заметить оригинальность фильма
OUTNOW.CH

Во-первых, «Турне» – фильм артиста об артистах: почтенный жанр, в эмоциональном отношении не менее предсказуемый, чем романтическая комедия или семейная мелодрама. Амальрик, гораздо более известный в качестве актера (хотя «Турне» уже четвертая его режиссерская работа), играет французского телепродюсера, который когда-то сбежал из-за личных и профессиональных проблем в Америку, а теперь вернулся на родину с шоу колоритных стриптизерш «Новый бурлеск» и возит заокеанских артисток по портовым городам. Дешевые сцены, дешевые гостиницы, дешевая мишура. «Весь этот джаз», спущенный с высот большого шоу-бизнеса в кабак.

Во-вторых, «Турне» – фильм о маленьком мужчине среди больших женщин. Тучные артистки «Нового бурлеска» создают на экране телесную избыточность, в которой тщедушный Амальрик с сутенерскими усиками неизбежно должен выглядеть потерянным, жалким и комичным, как укротитель, который вместо пасти льва отважно сует голову в расстегнутый бюстгальтер. В этом смешении гротеска с меланхолией сразу видится что-то феллиниевское. В кабак спускается «8 1/2».

Но главное в «Турне» не эти культурные очевидности, а тот простой факт, что артистки «Нового бурлеска» настоящие, играют самих себя: не выдумывая никаких концептуальных ходов, Амальрик запросто меняет традиционные отношения вымысла и реальности, документальной убедительности и театрального преувеличения.

Сочиненная история (семейные, финансовые и прочие проблемы главного героя) в «Турне» целиком принадлежит области обыденного, скучного: эта жизнь придумана лишь для того, чтобы из нее сбежать.

Документальность, напротив, расцветает пышным театральным букетом концертных номеров «Нового бурлеска»: увесистые груди и зады, карнавальный грим, перья, блестки, пух и прах. Помнится, Чернышевский, которого очень волновало отношение искусства к действительности, сформулировал, что «прекрасное есть жизнь». Как в пип-шоу глядел.