В парижском Центре Помпиду показана альтернативная история французского кино

В парижском Центре Помпиду прошла десятидневная программа, посвященная альтернативной истории французского кино
В.Леон

Режиссер и кинокритик Серж Бозон назвал свой кураторский проект Beaubourg, la derniere major! – дословно «Бобур, последний мэйджор!». И если с Бобуром все понятно (так парижане ласково зовут Центр Помпиду), то major, очевидно, надо произносить с американским акцентом: имеется в виду уходящая в прошлое эпоха больших киностудий.

Иначе говоря, само название программы дает понять, что это не только французская история. Среди фильмов, выбранных для показов в кинозале, были редкие американские картины 1940–1960-х гг., так или иначе связанные с именем уехавшего в Голливуд французского режиссера Жака Турнера. Как известно, критики журнала Cahiers du Cinema, ставшие впоследствии режиссерами новой волны, обожали американское жанровое кино 1940-х. Куратор программы не ставит под сомнение истоки новой волны, но смещает акцент с признанных фигур (Трюффо и Годар, разбиравшие фильмы Хичкока и Хоукса) на менее известные: «Мое дело убивать» Эдгара Ульмера, «Происшествие в каньоне» Жака Турнера, «Белую собаку» Самуэля Фуллера представляют критики, посещавшие в 1950-х не только «Синематеку», но и кинотеатр «Мак-магон», давший имя еще одной киноманской секте. Прежние кумиры не отрицаются, но ставятся рядом с потаенными идолами киноискусства: так знаковый для французских (и не только) гуманитариев Cahiers уравнивается в правах с журналом мак-магонистов Presence du Cinema.

И так происходит со всей столетней историей кино, которая с подачи Бозона изложена современными французскими кинематографистами по десятилетию в день. Например, 1980–1990-е в программе объединяет практически неизвестная для нас фигура критика и режиссера Жан-Клода Биетта, который в юности был ассистентом Пазолини, актером Ромера, редактором Cahiers, а затем основал вместе с Сержем Данеем журнал Traffic и снял несколько замечательных фильмов. Отрывки из них, а также свидетельства присутствия Биетта в жизни Матье Амальрика, Жана Нарбони и режиссеров круга группы «Диагональ» можно было увидеть в документальном фильме Пьера Леона. «Биетт» совсем не похож на байопик – это скорее встреча друзей в дверях кинозалов и в монтажных склейках, а под занавес фильм переносится в совершенно художественное измерение, когда герои в только что обсуждавшихся костюмах разыгрывают сцену из незаконченного сценария Биетта о Синей Бороде.

В проекте Сержа Бозона важна не только концепция, но и игровая форма подачи материала. Наряду с лекциями, показами и обсуждениями в Бобуре в эти дни можно было попасть на «конференцию нараспев» или «фильм без пленки». А известный чилийский режиссер Рауль Руис посвятил пионеру океанологической документалистики сюрреалисту Жану Пенлеве ироничный фильм-оммаж, в котором исследовал причины исчезновения рыб в домашнем аквариуме.

Другая тема программы Бозона – ремесленные аспекты кино (звукозапись, работа с актерами, анимационные вставки). Например, режиссер Жан-Шарль Фитусси выбрал темой короткометражки паузы, возникающие во время съемок из-за ожидания оборудования – или ожидания вдохновения. А сам Бозон, иллюстрируя ненужность студий-мейджоров, продолжал работу над новым фильмом «Импресарио» в павильоне, сооруженном прямо в холле Центра Помпиду.