Стиль жизни
Бесплатный
Екатерина Богопольская
Статья опубликована в № 2744 от 30.11.2010 под заголовком: С последней простотой

85-летний Питер Брук поставил «Волшебную флейту» Моцарта

Питер Брук завершил свою работу в парижском Bouffes du Nord, которым руководил 36 лет. Последним спектаклем стала «Волшебная флейта»
Bouffes du Nord

Я всегда питал ненависть к опере, этой застывшей форме, не только к жанру, но и к самому институту оперы», – не раз признавался Брук. Его новая постановка – вольная интерпретация оперы Моцарта. В Bouffes du Nord нет ни подиума, ни оркестровой ямы: магический круг образуют зрители, находящиеся в почти интимном контакте с исполнителями. Спектакль идет без оркестра, избранные арии поются под рояль. Опера сокращена до часа сорока, Брук работает с оперными солистами, как с драматическими актерами. Молодые певцы, разгуливающие по сцене босиком и в современных одеждах, неплохо усвоили драматическую игру, особенно Папагено – Томас Долье. Фарсовая сторона удалась лучше всего, бесконечно остроумно додуманы диалоги. Так, ария Зарастро о том, что «Женским сердцем должен управлять мужчина», разбивается ироничным обращением в зал: «А что вы по этому поводу думаете, месье?» Запутанный эзотерический сюжет о поисках истины превратился под рукой Брука в бесхитростную историю о романтической любви. Масонская символика отброшена. Противостояние светлого и темного начал, Зарастро и Царицы ночи, тоже не воспринимается всерьез. Наивная сказка, где оперные партии, даже спетые живо и временами виртуозно (Малиа Бенди-Мерад – Царица ночи), кажутся только фоном для театрального высказывания, которое ведет блистательный актер Уильям Надилам (он играл когда-то Гамлета), один из двух Комедиантов, которых режиссер ввел в сюжет «Флейты». Эти темнокожие бруковские актеры – одновременно «служители просцениума» старинного театра и повелители сцены. Надилам, а не маг Зарастро ведет игру, именно ему ведома чудесная власть над героями этой «Волшебной флейты», как будто переписанной для шекспировского Просперо. Знаковый жест тоже отдан ему: после смазанно звучащего финала о «триумфе посвященных» Надилам при завороженном внимании всей труппы легким движением руки забрасывает флейту в небеса. Брук возвращает ее Моцарту и символически передает новому претенденту на волшебный дар.

Стремление к последней простоте, которой одержим 85-летний Брук, обернулось в «Волшебной флейте» повествовательной интонаций, исключающей эмоциональное напряжение. А это не совсем тот волшебный ключик, которым открывается шедевр Моцарта. Да и война оперным штампам и фальшивой декоративности, провозглашенная Бруком тридцать лет тому назад, давно уже выиграна, опера сегодня стала скорее синонимом самых смелых экспериментов, далеких от пресловутой вампуки.

До 31 декабря

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать