Хроники слабоумных

Экранизация сказок Клайва Стэйплза Льюиса – это хроника фэнтези, пикирующего с первой серии. В рейтинге бездарных и бессмысленных сказочных проектов этот сериал занимает, безусловно, ведущее место

После заглавной части «Лев, колдунья и волшебный шкаф» казалось, что продолжения не последует. Обаяние лучшей книжки Льюиса было уничтожено на корню диснеевской пошлостью самого низкого пошиба. Однако кассовые сборы вступили в противоречие со здравым смыслом, и фильм довольно здорово заработал – $745,01 млн. Продолжение стало неизбежностью. Доходы «Принца Каспиана» оказались существенно ниже – $419,65 млн. Но компания Walden Media, для которой «Нарния» – проект знаковый, не смутилась и выпустила «Покорителя зари, или Плавание на край света». Можно не сомневаться, что прокатная статистика будет удручающей.

Ходульные характеры, кондовые христианские аллюзии, плоская мораль, убогая эстетика провинциальных елок и просто скучный сюжет – все это приметы «Хроник», которые они с гордостью несут все три фильма.

У каждого серьезного сказочного проекта последних 10 лет есть своя генеральная линия, убедительно и внятно прочерченная. У «Властелина колец» был эпический размах. У «Гарри Поттера» есть история взросления и готическая мистика. У «Пиратов Карибского моря» – озорной карнавальный цинизм. Генеральная линия «Хроник» – слабоумие во всех его проявлениях. И если авторы считают, что оно удачно сочетается с миссионерской функцией льюисовских книг, можно только посочувствовать христианской религии.

Проще всего было бы вешать собак на режиссера. Первые две части успешно запорол Эндрю Адамсон. В третьей ему на смену пришел Майкл Эптид, не бог весть какой оригинал, но все же пара-тройка крепких картин за ним числится: почти культовый боевик про советскую милицию «Парк Горького» (1983 г., между прочим), а также вполне достойный эпизод бондианы «И целого мира мало»; вспоминаются без восторга, но и без отвращения «Код Энигма» и «С меня хватит». Вполне логично было предположить, что в «Хрониках» смена режиссеров даст тот же эффект, что и в «Гарри Поттере», которому ротация постановщиков очевидно пошла на пользу. Здесь не пошла.

Собственно, самая увлекательная сцена происходит в первые несколько минут, когда Люси, Эдмунд и их вредный братец Юстас попадают в Нарнию через картину. В комнату со стены выливается нарнийское море, и дети начинают тонуть. Начинаешь гадать, как комната превратится в море. Отгадка красотой не радует. Затем Эптид устраивает своим героям вялое путешествие на корабле «Покоритель зари» по четырем островам, где происходят какие-то потасовки и волшебства 25-й степени свежести. Решающая схватка на злом острове, по которому гуляют зеленые туманы, наводящие не столько ужас, сколько тоску соответствующего цвета, настойчиво отсылает к битве с кракеном в «Пиратах Карибского моря».

Единственный персонаж, способный вызвать в процессе просмотра хоть какие-то живые эмоции (в основном – раздражение), – братец Юстас, к которому невольно хочется добавить Алекса. Юный артист Уилл Поултер изображает такого отвратительного Мальчиша-Плохиша, что его превращение в цифрового дракона воспринимается как главная моральная победа третьей серии «Хроник». Кстати, если, не дай бог, случится продолжение, то, судя по намекам в финале, именно он станет главным героем. Так что вся надежда теперь на Юстаса.