Русский уик-энд прошел под звуки «Марсельезы»

В то время как год Франции в России близится к завершению, параллельно идущий год России во Франции и не думает заканчиваться

С поистине свадебным размахом презентуют россияне во Франции русскую культуру. Заявленная программа все расширяется, и конца-краю этому не видно. Концерты, спектакли и выставки уже перехлестнули через край текущего года и продолжатся в году наступающем. Дело в азартности, свойственной российскому менталитету, спонтанности принятия решений в последний момент и обостренной конкуренто-чувствительности. Ну и нам еще пока есть что показать на высоком уровне и в больших количествах.

По блеску и роскоши год России во Франции можно сравнивать только с годом Китая. Обычно о том, какой страны идет год, можно догадаться, только получив приглашение от организаторов единственнного крупного вернисажа или из культурного центра страны-юбиляра. Россиян же не заметить просто невозможно.

Основной костяк исполнительской музыкальной элиты и так всегда составляют русские. На концерты Гергиева, Кисина, Репина, Березовского, Мацуева, Нетребко, Бородиной и других билеты распродаются в мае, в первые две недели после публикации программы предстоящего сезона – и потом попасть на них уже невозможно. Зал Плейель, Театр Шатле и Театр Елисейских Полей по нескольку раз в сезон ставят этих музыкантов в программу.

В этом году помимо концертов любимых публикой русских звезд в Париже проводится и масса других русских мероприятий.

Ноу-хау зала Плейель – уикенды, когда с пятницы по воскресенье даются четыре концерта, посвященные одной теме. Только что в зале Плейель проходили «Русские уикенды», объединившие концерты Евгения Кисина, дуэта Вадим Репин – Борис Березовский, два концерта Большого симфонического оркестра (БСО) имени Чайковского с участием последней жены Роже Вадима – актрисы Мари-Кристин Баро, Полины Кутеповой и Михаила Филиппова.

Дело дошло до того, что в один из дней уикенда зрители буквально разрывались между двумя престижнейшими концертными залами, запрограммировавшими одновременно два юбилея.

В зале Плейель в рамках мирового турне в честь 80-летия БСО имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева представлял литературно-музыкальную композицию по роману Толстого «Война и мир». На сцене Полина Кутепова, уже известная парижской публике по гастролям театра Фоменко со спектаклем «Война и мир», и обладатель левитановского голоса Михаил Филиппов читали отрывки из романа. В концептуальной программе прозвучали увертюра и вальс-лейтмотив Наташи Ростовой из оперы Прокофьева «Война и мир», первая часть Третьей, «Героической» симфонии Бетховена, которую автор поначалу собирался посвятить Наполеону, и торжественная увертюра «1812 год» Чайковского.

Тем временем в Театре Елисейских Полей фонд Мариса Лиепы проводил гала-концерт «Аве Майя» в честь юбилея Майи Плисецкой.

Если на концерте БСО собрались элегантно одетые парижские меломаны, то в партере и ложах Театра Елисейских Полей – московский свет, специально прилетевший в Париж, чтобы устроить ярмарку тщеславия. Многие мужчины были одеты в смокинги и белые шарфики: создалось впечатление, что здесь высадился десант одесского КВН. Дамы ослепляли мехами, сверкающими бриллиантами и стразами, платьями со шлейфами кричащих расцветок, вырезами, обнажающими одновременно всё, что только можно, но не стоит обнажать. Выступали солисты балета Большого театра под предводительством Николая Цискаридзе и Илзе Лиепа. Программа концерта была составлена таким образом, чтобы каждая балерина могла прокрутить 32 фуэте.

Столь любимая каждым французом «Марсельеза» прозвучала в этот вечер в обоих концертах в невероятно мощной трактовке. В начале гала-концерта «Аве Майя» на огромном экране транслировались фрагменты исторических выступлений Майи Плисецкой, в том числе и монобалет «Марсельеза». БСО заканчивал свой концерт грандиозной увертюрой Чайковского «1812 год», в которой тема «Марсельезы» иллюстрирует наступление наполеоновской армии. Интересно наблюдать, как время и расстояния меняют вектор восприятия на противоположный. Увертюра, написанная с совершенно другими целями, сейчас с восторгом воспринимается французской публикой как самая грандиозная и роскошная оркестровка любимого гимна.