Премию имени Казакова получил кардиолог Максим Осипов

Лауреатом премии имени Юрия Казакова стал врач Максим Осипов, поставивший русскому рассказу четкий диагноз: пациент, безусловно, жив

Казаковку», вручаемую за лучший рассказ года, получил «Москва – Петрозаводск» Максима Осипова, опубликованный в пятом номере «Знамени».

Это жесткий многослойный рассказ, написанный емко и резко. Главный герой, врач, едет на конференцию в Петрозаводск. Его соседи по купе – два парня, не слишком приятные, но и не вовсе отвратительные – даунообразный Толян, всю дорогу играющий в мобильный, и человек без примет с говорящим прозвищем Серый (в смысле, никакой). Наутро у Толяна начинается белая горячка, растерянный врач зовет на помощь проводницу, та – милицию, и вскоре несколько милиционеров жестоко избивают Толяна, а заодно и Серого на платформе. Герой потрясен и в Петрозаводске разыскивает милицейского полковника, чтобы пожаловаться на беспредел его подчиненных, а также передать бедным, как он убежден, челнокам оставшиеся в купе вещи – большие клетчатые сумки. Но полковник по имени Шлема Ицкович Шац объясняет интеллигенту и гуманисту, что его попутчики – убийцы, в клетчатых сумках – награбленное, а убиты жертвы таким жутким образом, что герою, глянувшему на фотографии, вновь становится дурно. Полковник на все его стенания откликается просто: «Не думай о них. Убийцы – средние люди».

Это еще не все, но прервемся. Формально неприхотливый рассказ Максима Осипова в смысловом отношении напоминает воронку. Осипов соединяет самые разные топосы русской литературы: уязвленный страданиями человеческими путешественник, аукающийся с героями Радищева и Венечки Ерофеева, дорожное пьянство, умник, рассуждающий в соседнем купе об «этой стране», еврей в немецком плену. Но, суммируя предшествующий литературный опыт, Осипов отстраивает свое высказывание: нет предела человеческой низости, как нет предела и познанию русской жизни и земли, которая вечно ускользает и снова прячется за шеломом. Остается одно: смотреть и слушать. «Внимай, Иов, слушай меня, молчи» – эта библейская цитата выставлена эпиграфом к рассказу.

На вопрос «Ведомостей» о тенденциях современного рассказа, многолетний председатель жюри премии критик Сергей Костырко сказал, что увидеть ясные тенденции можно лишь в рассказах второго ряда и эти тенденции уже сформулировала писатель Мария Галина, также входящая в жюри (суть ее позиции, изложенной на «Полит.ру», в том, что сегодняшние авторы рассказов предпочитают «винтажных», а не современных героев. – «Ведомости»). «Шесть рассказов короткого списка, – продолжает Костырко, – настолько разные, что выстроить в один ряд их невозможно. Поэтому главным итогом своей работы мы считаем не шорт-, а лонг-лист, в который, как мы говорим, вошли 16 лучших рассказов года».