Немцы освистали Меркель и Шредера на премьере Khodorkovsky

Скандальный фильм Кирилла Туши вышел проходорковским, антипутинским и может не попасть в Россию.
Berlinale 2011

БЕРЛИН - На Берлинале наконец-то показали фильм Khodorkovsky немца Кирилла Туши, заведомо привлекший к себе внимание еще и потому, что перед фестивалем компьютеры с материалами и последними версиями картины были кем-то похищены из офиса режиссера. Премьера в кинотеатре International, на которой присутствовала первая жена Ходорковского Елена, вызвала такой ажиотаж, что на нее не смог попасть ни один из аккредитованных журналистов – все места были выкуплены публикой. Перед входом в зал многие рассказывали, что провели в очереди за билетами по три-четыре часа. В итоге для прессы устроили отдельный сеанс в другом кинотеатре, на котором тоже была давка.

Общее впечатление: фильм очень интересно смотреть. Дело не только в том, что он изобретательно выстроен. Там есть, например, компьютерная анимация с нарисованными Ходорковским и Путиным. Есть замечательный кусок с интервью Ходорковского, которые он давал за три дня до ареста... За два дня до ареста... За день до ареста... Дело прежде всего в том, что многочисленные собеседники Кирилла Туши высказываются резко и откровенно, и весь материал – даже при многочисленных отклонениях то в историю страны, то в семейную лирику - выстроен режиссером внятно, детективно и очень эмоционально.

Теперь главное: об идеологии фильма. В интервью, которые Кирилл Туши успел дать, он постоянно говорит о том, что старался остаться над схваткой и что его интересовала прежде всего психология человека, который мог эмигрировать (Ходорковскому незадолго до ареста позволили выехать в США), знал, что в России его непременно схватят, но вернулся и дал себя посадить. В фильме действительно звучит много такого, что сторонникам Ходорковского может показаться нелицеприятным. Например, бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, живущий сейчас в Лондоне, фактически обвиняет Ходорковского в глупости: он не имел права садиться в тюрьму, обязан был остаться за границей и использовать все свои капиталы и все влияние, чтобы высвободить в России своих людей.

Тот же Гололобов утверждает, что Ельцин, отдав ЮКОС Ходорковскому и его компаньонам за мизерные деньги, фактически подарил им $5 млрд (на это отвечает в своем интервью финансовый советник «Менатепа» англичанин Кристиан Майкл. По его мнению, если бы российское правительство продавало компании, эксплуатирующие недра, по реальной мировой цене, то ни один россиянин купить их не смог бы. Все они достались бы иностранцам, а на такое никогда ни пошло бы ни одно правительство – ни американское, ни французское, ни немецкое).

Но несмотря на отдельные фразы, общее настроение фильма однозначное. Кирилл Туши не смог остаться над схваткой. Фильм однозначно проходорковский и антипутинский. Экономист Евгений Сабуров, советник действующего президента России Игорь Юргенс, Леонид Невзлин, бывший глава службы безопасности ЮКОСа генерал Алексей Кандауров, экс-руководительница образовательного проекта Ходорковского Open Russia Ирина Ясина (она тоже приехала представлять фильм на Берлинале) и многие другие трактуют события в его пользу.

Среди причин, по которым Ходорковский угодил в немилость, в фильме, как ни странно, называют и его образовательные проекты, в которые он вкладывал много денег, ведь образование – это уже идеология. А также то, что он сделал первую прозрачную компанию, и это сразу привлекло к ЮКОСу иностранных партнеров, поддерживал политическую оппозицию (которую Кремль не раз рекомендовал ему не поддерживать), отказался откупиться от ареста крупной суммой денег (ничего своего – мы лишь передаем звучащие версии), а также то, что на встрече с Путиным в Кремле в 2003 г. он фактически обвинил государство в поддержке коррупции, пообещав, что с коррупцией в стране покончит крупный капитал. Главной же причиной некоторые собеседники Кирилла Туши считают то, что у Ходорковского хотели отнять высокодоходный бизнес. И отняли.

Достается в фильме и Западу, который фактически открестился от Ходорковского, особенно родной для режиссера Германии. Экс-канцлер Герхард Шредер озвучивает в кадре расхожую – оправдательную для западных политиков - версию событий, что соперничество Путина и Ходорковского – это уличный бой двух мужчин, выясняющих, кто из них круче, а в такие драки третьему лезть нельзя. Эти слова вызвали в берлинском зале свист. Про Ангелу Меркель говорится, что она поначалу попыталась трепыхаться, но затем Путин свозил ее на сибирские месторождения, а крупные немецкие компании, очевидно, сделали ей внушение, чтобы она своей политикой не мешала бизнесу. И она замолчала.

Кто-то заочно решит, что в фильме ничего необычного. Кто-то сочтет, что он тенденциозен. Кто-то скажет, что Кирилл Туши отрабатывает заказ (он сам постоянно повторяет, что во время съемок в России его постоянно подозревали в том, что он обслуживает одну из сторон). Но чтобы сделать свои выводы о фильме, его надо сначала посмотреть, ведь многие детали я сейчас упустил, а что-то мог понять не так. Попадет ли, однако, фильм в Россию, очень большой вопрос. Скорее всего, купить его никто не решится. Есть другой вариант: его купят по спецзаказу с целью положить под сукно – и таким образом отрезать ему путь на наши кино- и телеэкраны. Но даже если фильм приобретет честный прокатчик, дорогу ему почти наверняка перекроют владельцы кинотеатров. Они его попросту не возьмут. Зачем рисковать благополучием?