Хрустальная нога Анны Павловой досталась солистам Большого театра

Вручение международной балетной премии Dance Open стало главным событием одноименного фестиваля, прошедшего в Петербурге. Но трехдневные выступления претендентов и их партнеров оказались не менее захватывающими
Наталья Осипова и Иван Васильев продолжают творить чудеса/ М. Логвинов

Критерии отбора претендентов весьма расплывчаты, кроме одного – все они непременно должны предъявить свое мастерство перед петербуржцами в финальном концерте на сцене концертного зала «Октябрьский». У каждого зрителя есть шанс сравнить собственные вкусы с мнением международных экспертов-профессионалов. В этом году Dance Open рискнул включить в круг избранных представителей не только элитарных международных компаний, но и отечественных провинциальных трупп. Нурлан Канетов из Татарского театра, звезды Михайловского Ирина Перрен и Марат Шемиунов, прима Екатеринбургского театра Маргарита Рудина, представители Перми Ксения Барбашева и Александр Таранов на лауреатство не претендовали, но уровень фестиваля не снизили. Открытием фестиваля стали юные Йона Акоста и Стивен Макрэй, впервые танцевавшие в России. В гала, посвященном юбилею Натальи Макаровой, выступали Мария Ковроски (New York City Ballet), Анна Поликарпова и Иван Урбан (Hamburg Ballett), а Диана Вишнева (Мариинский театр) в паре с Марсело Гомесом из Американского балетного театра наполнила свой фирменный дуэт из «Манон» новой энергией. Не попала на этот раз в число лауреатов этуаль современного балета Люсия Лакарра из Bayerische Staatsballett, победительница Dance Open прошлого года. Не было отмечено наградой и выступление звезды Opera National de Paris Изабели Сьяраволы. Но изъезженный дуэт из ноймайеровской «Дамы с камелиями» она прожила как целый спектакль, в котором были страсть, бешеная ревность, нежность, ярость, отчаяние – и никакой мучительной скуки, обязательной для этого номера. Балерине вместо хрустальной ноги Анны Павловой, официальной награды Dance Open, досталась неофициальная – овация, которая могла сравниться только с неистовством после трюкового «Пламени Парижа» Осиповой и Васильева.

Результаты голосования международного жюри, оглашенные около полуночи в Этнографическом музее, были настолько очевидны, что даже конфуз, произошедший с призом зрительских симпатий, когда награда из рук одной балерины перешла к другой, не отразился на благодушном настроении окружающих. Фестиваль Dance Open в этом году отметил свое 10-летие, и за это время он вырос из камерных мастер-классов для юных артистов до самой грандиозной в России балетной тусовки звезд первой величины. Случайных людей здесь не бывает, поэтому, как бы ни распределились голоса жюри и какую номинацию ни присвоили бы лауреату, его право на награду невозможно подвергнуть сомнению. В этом году в число отмеченных попали кубинец Йона Акоста, представляющий English National Ballet, солисты Мариинского театра Виктория Терешкина, Анастасия и Денис Матвиенко, родившаяся в России гражданка Литвы, представляющая Национальный балет Нидерландов и Шведский королевский балет, Юргитта Дронина, премьеры Королевского балета Великобритании Алина Кожокару и Стивен Макрэй, звезда Баварского New York City Ballet Эшли Баудер. Главный приз Dance Open достался Наталье Осиповой и Ивану Васильеву из Большого театра, которые уже несколько лет являются главными ньюсмейкерами балетного мира.