Найдена японо-конголезская общность современного искусства

Ядреное конголезское и меланхоличное японское современное искусство сравнили на выставке в «Гараже», африканское оказалось ярче
А.Аникина

Замысел выставки JapanCongo удивляет даже давно привыкших к интеллектуальным претензиям мастеров современного искусства. Сравнить творчество конголезских наивных (в смысле непрофессиональных) художников с не менее интеллектуально наивными произведениями молодых художников японских – идея более странная, чем оригинальная.

Архетипические черты, известно, существуют в творчестве разных народов, но в наш век торжества массовых коммуникаций принято ценить национальные различия, а их между конголезцами и японцами настолько много, что нечего и сравнивать.

Эти нехитрые соображения не помешали художнику Карсену Хёллеру (рожденному в Брюсселе немцу, живущему в Стокгольме) сделать выставку на основе собрания Жана Пигоцци (итальянского бизнесмена, коллекционера и фотографа, живущего в Женеве и Нью-Йорке, изучающего биологию моря в Панаме) и буквально противопоставить творчество двух не братских народов – часть картин повешена по обеим сторонам специально выстроенного в пространстве «Гаража» коридора. По замыслу Хёллера здесь надо наблюдать близость двух культур, а приводящие к коридору лабиринты и комнаты показывают картины и объекты, как раз говорящие о национальном своеобразии.

Признаюсь, африканское искусство смотреть увлекательней – оно красочнее японского. На выставке, по крайней мере, – да и легко предположить, что и вообще, если уж приходится заниматься нелепым сравнением. Большинство конголезских художников из 16 представленных крепко опираются не только на комикс, ставший отцом и матерью мировой массовой культуры, но и на политическую карикатуру и лубок – или как у африканцев называются рисованные сцены из народной жизни со словесными комментариями.

Живопись конголезцев местами видится расчетливой и вовсе не наивной. Трудно представить, что кто-то, пусть и в самой глубинке, мог по простоте душевной уморительно смешно перерисовать босховских уродцев.

Кроме брутальной живописи в коллекции Пигоцци есть нежные черно-белые фотографии прошлого века, рассказывающие о жизни африканской богемы – местных красоток в стиле Мерилин Монро и их франтоватых партнеров. За тонкость по-африкански отвечают и фантазийные архитектурные макеты Изэка Кинглеза, вдохновленные футуристическим кинематографом.

И у японцев много графики на архитектурные темы, но в их случае трудно судить, кто кого вдохновлял: реальная современная японская архитектура поражает посильнее выдуманной киношниками.

Японских художников на выставке представлено 47, и их вещи воспринимаются калейдоскопической массой. Тут тоже есть смешной лубок– вроде картины про Белоснежку и семь желтолицых гномов, а также опыты серьезного гиперреалистического рисования и нарочито комического коллажирования. Но японцы крепче африканцев завязли в мировой массовой культуре, поэтому и понять их легче, и смотреть не так интересно.

Тем более что на выставке много работ, нагло и безответственно засоряющих глаза излишне вдумчивого зрителя. JapanCongo не для рассматривания, а ради развлечения.