Сборник "Епархиалки" - воспоминания учениц духовных училищ

В сборнике «Епархиалки» воспитанницы духовных училищ вспоминают, чему учились, как дружили и за что любили Константина Циолковского

В русской литературе духовенство всегда оставалось одним из самых безгласных сословий. О купечестве или крестьянстве кое-что все-таки писали – Тургенев ли, Островский ли, писатели-народники. Быт, семейная жизнь, образ мыслей какого-нибудь сельского батюшки или дьякона оставались окутаны завесой молчания. То, что просачивалось сквозь цензурные препоны – в прозе Лескова, Достоевского или Помяловского, – было каплей в море. И если самые активные священники могли опубликовать свои размышления в специальных изданиях – «Страннике» или «Русском паломнике», то у их жен и дочерей шансов быть услышанными не было.

Тем драгоценнее только что вышедший сборник воспоминаний учениц епархиальных училищ. Идея необходимости открывать учебные заведения для будущих жен духовенства созрела в 1840-х – стало очевидно, что батюшке нужна не только добрая хозяйка, но и собеседница, друг.

Первое такое училище открылось в 1843 г. в Царском Селе – его воспитанницы не раз обедали с царской семьей и играли с великими князьями. Понятно, что епархиалки из провинциальных училищ царских обедов были лишены, но учили их примерно тому же: арифметике, русскому, истории, географии, закону Божьему, рукоделию. Учеными после епархиальных училищ не становились, зато преподавателями начальных школ – вполне, а уж поддержать застольный разговор выпускница-епархиалка могла с легкостью.

Училища в Ярославле, Рязани, Калуге, Орле, Архангельске, о которых вспоминают авторы сборника, отличались и атмосферой, и учебной программой, но в целом всюду было как и в любом закрытом учебном заведении: свои толстушки, хохотушки, бунтарки, мечтательницы, свои любимые учителя. Кое-где был распространен обычай «обожания»: младшие девочки обожали старших, старшие покровительствовали младшим – крестили и раздевали их на ночь, целовали, шептали ласковые слова. Что, по-видимому, отчасти заменяло девочкам семью, родных, которых многим всерьез не хватало. Оттого-то так ценилось в училище любое теплое слово, доброта – за них епархиалки особенно любили Константина Эдуардовича Циолковского, преподававшего физику в Калужском училище и из скромности отчаянно скрывавшего свои научные открытия.

Итак, благодаря публикациям Ольги Дмитриевны Поповой, подготовившей воспоминания выпускниц училищ к печати, культурное пространство второй половины ХIХ в. стало чуть плотнее. В нем появилась стайка девушек в белых строгих воротничках и фартуках – епархиалки.