Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: Кошмаров не хватило

В галерее на Солянке показывают «Шутки и кошмары»

Выставка испанского видео «Шутки и кошмары» демонстрирует, что самое смешное и страшное снято еще в начале прошлого века
Галерея на Солянке

Название роскошное: «Шутки и кошмары: фильмы испанских художников от Дали до наших дней» – но обманчивое. Пойманный на него зритель будет разочарован – Дали с Бунюэлем все и заканчивается. «Андалузский пес» двух непревзойденных гениев кошмарного юмора – лучшее, что показывают в залах Галереи на Солянке. Шестнадцатиминутный шедевр 1929 года, сколько ни смотри, нервы неизменно щекочет и с каждым просмотром все больше веселит. На выставке им можно наслаждаться сидя.

Перед более свежими работами испанских видеохудожников не присядешь, в галерее сидячих мест дефицит – часть скамеек и стульев стоит в зале, где проходит выставка американского мультипликатора Билла Плимптона, чьи изошутки совсем другого, не сумрачно испанского стиля. Смотреть видео стоя не трудно, большинство из них коротки – три – пять минут. Но показывают ролики – на мониторах и на стенах – небрежно, с потерей качества, и это создает ощущение необязательности всматривания.

А выставку стоит рассмотреть, она собрана куратором Еленой Вицо осмысленно, с идеей показать нечто именно традиционно испанское, избыточно странное и страстное, вдохновленное классиками сюрреализма. Короткие фильмы Хулиана Алвареса напрямую отсылают к Бунюэлю, и для лучшего их понимания хотелось бы некоторых более содержательных объяснений, чем короткая характеристика автора и его профессионального кредо. Понятно, что в «Святой Севилье» Алварес показывает нам некоторые театральные излишества ритуальных действ в католической церкви, которые Бунюэль отчаянно зло в своих фильмах пародировал, но, что именно по этому поводу хотел сказать современный художник, не ясно, а хочется понять.

В паре предложений выставка представляет всех участников, и для некоторых двух слов достаточно. Например, в кадрах Беатрис Санчес героиня принимает уморительные страстные позы роковой дамы – здесь видеоэффекты только приправа к традиционному балагану. Пепо Салазар пишет на камеру свой довольно банальный галерейный перформанс. А Иван Перес вместе с Дионисио Каньясом неутомимо шутят на экране, используя все возможности видеомонтажа. Но эти шутки международные, а название выставки намекает, что традиция, взрастившая сюрреалистов, жива и по сей день.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать