Статья опубликована в № 2896 от 18.07.2011 под заголовком: Мода и ничего серьезного

"Не только мода" расцвела в Московском доме фотографии

Франц Кристиан Гундлах – фотограф и коллекционер модной фотографии – показал выставку из своего собрания, она безупречного стиля, хорошего вкуса и разумного отношения к моде
Кристиан Шуллер. Лаура, взрыв пудры, 2010
Кристиан Шуллер, Париж
Рецепт успеха

Выставка «Не только мода» сделана по беспроигрышному экспозиционному рецепту: берутся хорошие работы талантливых авторов, в чем-то близкие, и развешиваются осмысленно и ритмично – так, чтобы зрителя не укачивали однообразно оформленные фотографии одного размера.

Мода и модная фотография раздражают и утомляют, когда модная индустрия и ее жрецы становятся слишком агрессивными и думают, что могут учить жить. Конечно, дельному человеку можно думать о красе ногтей, но не все время и не только о ней.

Выставка «Не только мода. Фотографии из коллекции Ф. К. Гундлаха», открытая в Московском доме фотографии (он же «Мультимедиа арт музей», Москва), хороша отсутствием пафоса и зацикленности на fashion. На ней собраны только очень хорошие снимки только знаменитых фотографов, и в основном все же фотографов моды. Но собравший выставку и фотографии, из которых она состоит, Гундлах не склонен ни восхвалять, ни демонизировать свою профессию.

Безошибочный глаз профессионала останавливался исключительно на тех снимках, где за результатами творчества фотографов (часто совместного с моделями и модельерами) заметен поиск, этому результату предшествующий. Когда модные фотографы еще не стали рабами своих фирменных приемов, а сами пленились возможностью посмотреть на мир по-новому. И не обязательно их открытия оказывались плодотворными.

В долгой творческой жизни Уильяма Кляйна съемка с наложением кадров была только одним из эпизодов 60-х экспериментальных, но на выставке показана именно она. Склонный к жестким кичевым шуткам, нестерпимо вымученным, Дэвид Лашапель представлен ранними кадрами, где он еще молодой забавник, заставляющий моделей заниматься глупостями от избытка энергии и неудержимости фантазии. И самого знаменитого фотографа глянцевых журналов Ричарда Аведона характеризуют не какие-то классические снимки, а экспериментально-художественные, с обитателями студии Энди Уорхола – в одежде и без.

И конечно, выставка о границах модной фотографии не могла обойтись без потрясших 20 лет назад не только рекламный мир фотографий Оливьеро Тоскани – с кровавой одеждой мертвого сербского солдата и с младенцем, тоже окровавленным, только что родившимся. Это скандально знаменитые, но не самые жесткие опусы стремившегося повернуть рекламную фотографию к беспощадной реальности Тоскани, а только его личные, уникальные рекламные опыты насилия над зрителем. И они не требуют повторения.

Мир моды игровой и безмятежный – проявление природной склонности человека к творчеству, и когда это проявление – главное, что отпечатал снимок, тогда модная фотография становится искусством. Выставка Гундлаха собрала именно такие образцы, она не стремится говорить о вечном и высоком там, где этот разговор неуместен.

Здесь много модной фотографии ее золотой, не цветной поры. Тогда фотографы еще не устали играть со светом и тенью, ракурсами и геометрией кадра и хотели показать не только себя, но и красоту манекенщиц и остроумие кутюрье. Самые обаятельные фотографии моды – классические студийные, откровенно постановочные, кажущиеся сегодня наивными, где женщины выглядят феями в тонких шелках и умопомрачительных шляпках. Такими их не уставала видеть камера Георгия Гойнинген-Гюне, создававшего волшебные, действительно гламурные образы. Позже, когда открывать в фотографии уже было нечего, а чтобы держаться на плаву, приходилось бесконечно изобретать новое, в моду пришли юмор и ирония, иногда спасительные, часто разрушительные. Гундлах для своей выставки выбрал в основном неагрессивные опыты с положительным результатом.

Даже у таких невеселых гранд-дам современного искусства – меланхоличной Сары Мун и расчетливо интеллектуальной Синди Шерман – он выбрал фотографии почти задорные, а не заумные или печальные. Среди модных фотографий нового века он нашел такие, где нет разрушительных для всего живого компьютерных эффектов, а технологии работают на юмор.

Снимки многих фотографов выставки прилежные посетители Московского дома фотографии видели на персональных выставках, но никакого дежавю – только радость узнавания.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать