Статья опубликована в № 2896 от 18.07.2011 под заголовком: Мода и ничего серьезного

"Не только мода" расцвела в Московском доме фотографии

Франц Кристиан Гундлах – фотограф и коллекционер модной фотографии – показал выставку из своего собрания, она безупречного стиля, хорошего вкуса и разумного отношения к моде
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Кристиан Шуллер. Лаура, взрыв пудры, 2010
Кристиан Шуллер, Париж
Рецепт успеха

Выставка «Не только мода» сделана по беспроигрышному экспозиционному рецепту: берутся хорошие работы талантливых авторов, в чем-то близкие, и развешиваются осмысленно и ритмично – так, чтобы зрителя не укачивали однообразно оформленные фотографии одного размера.

Мода и модная фотография раздражают и утомляют, когда модная индустрия и ее жрецы становятся слишком агрессивными и думают, что могут учить жить. Конечно, дельному человеку можно думать о красе ногтей, но не все время и не только о ней.

Выставка «Не только мода. Фотографии из коллекции Ф. К. Гундлаха», открытая в Московском доме фотографии (он же «Мультимедиа арт музей», Москва), хороша отсутствием пафоса и зацикленности на fashion. На ней собраны только очень хорошие снимки только знаменитых фотографов, и в основном все же фотографов моды. Но собравший выставку и фотографии, из которых она состоит, Гундлах не склонен ни восхвалять, ни демонизировать свою профессию.

Безошибочный глаз профессионала останавливался исключительно на тех снимках, где за результатами творчества фотографов (часто совместного с моделями и модельерами) заметен поиск, этому результату предшествующий. Когда модные фотографы еще не стали рабами своих фирменных приемов, а сами пленились возможностью посмотреть на мир по-новому. И не обязательно их открытия оказывались плодотворными.

В долгой творческой жизни Уильяма Кляйна съемка с наложением кадров была только одним из эпизодов 60-х экспериментальных, но на выставке показана именно она. Склонный к жестким кичевым шуткам, нестерпимо вымученным, Дэвид Лашапель представлен ранними кадрами, где он еще молодой забавник, заставляющий моделей заниматься глупостями от избытка энергии и неудержимости фантазии. И самого знаменитого фотографа глянцевых журналов Ричарда Аведона характеризуют не какие-то классические снимки, а экспериментально-художественные, с обитателями студии Энди Уорхола – в одежде и без.

И конечно, выставка о границах модной фотографии не могла обойтись без потрясших 20 лет назад не только рекламный мир фотографий Оливьеро Тоскани – с кровавой одеждой мертвого сербского солдата и с младенцем, тоже окровавленным, только что родившимся. Это скандально знаменитые, но не самые жесткие опусы стремившегося повернуть рекламную фотографию к беспощадной реальности Тоскани, а только его личные, уникальные рекламные опыты насилия над зрителем. И они не требуют повторения.

Мир моды игровой и безмятежный – проявление природной склонности человека к творчеству, и когда это проявление – главное, что отпечатал снимок, тогда модная фотография становится искусством. Выставка Гундлаха собрала именно такие образцы, она не стремится говорить о вечном и высоком там, где этот разговор неуместен.

Здесь много модной фотографии ее золотой, не цветной поры. Тогда фотографы еще не устали играть со светом и тенью, ракурсами и геометрией кадра и хотели показать не только себя, но и красоту манекенщиц и остроумие кутюрье. Самые обаятельные фотографии моды – классические студийные, откровенно постановочные, кажущиеся сегодня наивными, где женщины выглядят феями в тонких шелках и умопомрачительных шляпках. Такими их не уставала видеть камера Георгия Гойнинген-Гюне, создававшего волшебные, действительно гламурные образы. Позже, когда открывать в фотографии уже было нечего, а чтобы держаться на плаву, приходилось бесконечно изобретать новое, в моду пришли юмор и ирония, иногда спасительные, часто разрушительные. Гундлах для своей выставки выбрал в основном неагрессивные опыты с положительным результатом.

Даже у таких невеселых гранд-дам современного искусства – меланхоличной Сары Мун и расчетливо интеллектуальной Синди Шерман – он выбрал фотографии почти задорные, а не заумные или печальные. Среди модных фотографий нового века он нашел такие, где нет разрушительных для всего живого компьютерных эффектов, а технологии работают на юмор.

Снимки многих фотографов выставки прилежные посетители Московского дома фотографии видели на персональных выставках, но никакого дежавю – только радость узнавания.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more