Статья опубликована в № 2900 от 22.07.2011 под заголовком: Разрази гром

Шекспировский волшебник сменил пол

В эффектной экранизации шекспировской «Бури» главной интригой служит смена пола могущественного волшебника Просперо. Режиссер Джули Теймор переписала эту роль для Хелен Миррен
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Киноафиша
В любом жанре

Джули Теймор известна не только кинофильмами «Фрида» и «Через Вселенную», но и театральными постановками широкого спектра – от Моцарта и Стравинского до бродвейской перелицовки «Спайдермена», музыку и тексты к которому сочинили участники группы U2.

Богатый на пересмотр классики XX век порождал разнообразные «Бури» – от перверсивной трактовки Дерека Джармена до версии Пола Мазурского, где осовремененного Просперо играл Джон Кассаветес. В культовой «Запретной планете», совсем вольно поступившей с первоисточником, действие и вовсе происходило вдали от Земли, а персонажи были роботами.

Но, кажется, никто не обходился с Шекспиром в кино радикальнее Теймор, сменившей пол не просто главному герою «Бури», но, по сути, ее автору: в шекспироведении принято считать, что Просперо – автопортрет художника. Парадоксальным образом от этой перестановки пьеса не особенно исказилась, не говоря уже о том, что в английской речи даже не пришлось менять окончания.

Миланский герцог Просперо стал герцогиней, в перерывах между покачиванием люльки изучавшей конструктивное колдовство и изгнанной с континента зловредным братом-узурпатором. Дальше все следует строго по тексту и вряд ли содержит спойлеры для освоивших общеобразовательную программу. 12 лет спустя осевшая на таинственном острове Проспера принимает нежданных гостей – корабль с обидчиками. И с помощью посоха и андрогинного духа организует торжество справедливости, брак своей юной дочери с симпатичным неапольским принцем. После чего с чистой совестью отходит от магических дел.

Джули Теймор берется за Шекспира не в первый раз – с «Бурей» она дебютировала в театре еще в 1986 г. Но с ее размахом и буйством фантазии любые театральные подмостки, даже бродвейские, выглядят тесно. Впрочем, амбиции Теймор не заходят дальше того, чтобы добавить Шекспиру компьютерной графики и собрать в кадре видный актерский ансамбль.

Идея переодеть Просперо в юбку кажется ответом феминисткам, осуждающим «Бурю» за единственный женский образ пассивной дочери Просперо Миранды. Хотя феминистки вряд ли будут довольны тем, как здесь лидирует Хелен Миррен. Ее Проспера – властная мать, которая чинит дочке препятствия исключительно из заботливых соображений и твердо намерена держать свечку (точнее, с учетом магических обстоятельств – парад планет) при ее первом поцелуе.

Единственным достойным соперником Миррен выглядит ее островной антагонист – уродец Калибан, которого Джимон Хонсу, выразительно загримированный под лишайную рыбу, играет буквально всем телом. Остальные по-разному выражают счастье участвовать в экранизации классики. Дэвид Стрэтэйрн в роли короля Алонсо с достоинством держится театральной традиции. Альфред Молина и Рассел Брэнд вдохновенно паясничают. Фелисити Джонс и Рив Карни в ролях очаровательных Миранды и Фердинанда изображают ровно то, что от них требуется, – прелестно и ответственно хлопают ресницами.

Проблема «Бури», сделанной не без определенного блеска, в том, что бродвейский опыт Джули Теймор приучил ее приблизительно одинаково делать постановки прощального тура Майкла Джексона, шекспировской драмы и мюзикла по «Королю-льву». Поэтому лучше всего ей удаются блестки, перья и спецэффекты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more