Статья опубликована в № 2906 от 01.08.2011 под заголовком: Сарайпроект

Фестиваль "Архстояние" нашел самый русский архитектурный объект

Прошедший в деревне Николо-Ленивец фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» на этот раз был посвящен богатой теме сараев. Однако не всякий сарай сумел стать искусством
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
РИА Новости

На первых выпусках «Архстояния», придуманного cамым близким к земле лэнд-артистом Николаем Полисским, были построены объекты, быстро ставшие иконическими. «Жар-птица» самого Полисского – пузатый развлекательный госсимвол – или ротонда Александра Бродского, которая теперь, размножившись, существует не только в идеально-русском пейзаже деревни Николо-Ленивец, но и в стриженом парижском Тюильри. Прошлогоднее «Архстояние» таких объектов не породило: его курировал художник Олег Кулик, который осваивал николо-ленивецкие просторы с позиций наивного шаманизма: мычать на поляне «ом» или стать отшельником неопределенных религиозных убеждений и куковать на дереве – развлечения расслабляющие, но не слишком-то умные.

В этот раз «Архстояние» было строго архитектурным: куратор Антон Кочуркин предложил предельно четкую тему – «Сарай», а отбор произведений превратил в конкурс проектов. Могло бы получиться хорошо: сарай как протоформа любой русской постройки – идея очевидная, но богатая. И среди поданных на конкурс проектов было немало веселых вариаций, но выбраны были далеко не самые яркие из них. Сарай-победитель арт-группы Missisippi замечателен лишь будто бы выжженными на стенах солнцем контурами предметов – решение чисто декоративное и встречающееся в оформлении ресторанных залов. Увенчанный двумя крышами сарай Оскара Мадеры – постройка вообще необъяснимая: до пагоды он еще не дорос, а от самого обычного сарая так и не оторвался.

Другие объекты – сарай из подвешенных на каркас цепей группы FAS(t), стена сарая Саны Бориевой – вещи тоже пластически невнятные, без которых пейзаж ничего бы не потерял. Новых объектов в этот раз было немного, публику пустили по старым маршрутам, осматривать лэндмарки прошлых лет.

Зато в событийной программе старая добрая дихотомия природы и культуры, ради которой и устраиваются подобные выезды на пленэр, приобрела новое звучание – в самом прямом смысле.

Шатаясь по полям и лесам в поисках раскиданных там и сям точек интереса, можно было слышать то усиливающийся, то становящийся еле слышным перезвон – перекличку звуков, доносившихся из разных уголков огромной территории. Звуки эти складывались в сетку, обозначая границы пространства и создавая в течение целого дня параллельную звуковую реальность всего происходящего. Это был самый масштабный и вместе с тем почти незаметный проект фестиваля – придуманный музыкантом Дмитрием Власиком акустический перформанс «Ослушание». Играя со спрятанных в деревьях вокруг поля семи вышек, музыканты без всякой подзвучки осуществляли звуковую коммуникацию, едва заметно фрустрируя туристов, которые, оказавшись на природе, быстро забывают, что ехали сюда не только за шашлыком.

А Петр Айду и ансамбль «Персимфанс» сыграли на поляне подчеркнуто академический концерт из произведений на тему природных явлений – ироничный ход, благодаря которому привыкшие к консерваторским стенам музыкальные представления о натуре Шуберта, Рахманинова, Кейджа и Вагнера звучали среди настоящих елок, а публику кусали вполне реальные комары.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more