"О наивном и вечном на земле" – выставка народного искусства

Выставка «О наивном и вечном на земле» показывает только то, что принято ждать от народного искусства: яркие краски, добрые чувства и трогательно неумелое письмо
А.Махонин

В упор смотрящие большеглазые звери и рыбы Елены Волковой, яркие, сочные пейзажи и натюрморты Михаила Ржанникова, назидательные картины родной природы и полезного труда на ее просторах Александра Суворова, вечный праздник пестрой светлой живописи Василия Григорьева – все это прекрасно смотрится вместе на одной выставке наивного, инситного, искусства.

Она представляет коллекцию Светланы Солоденниковой и Сергея Тарабарова и проходит в зале фонда «Эра» в рамках V фестиваля коллекций современного искусства. Его организатор – Государственный центр современного искусства на этот раз упор сделал на народное творчество, а Сергей Тарабаров им занимается практически профессионально больше 20 лет и даже создал под своей фамилией общественный фонд наивного искусства. Естественно, что и собрание у него отменное, и выставку он сделал беспроигрышную.

Картины в отличном состоянии, художники из первых, признанных, представлены десятками вещей, так что каждый сам по себе виден в полноте своего творчества, а вместе они идеально предъявляют то, за что публика и коллекционеры любят народное и самодеятельное: непосредственность, светлые чувства и особенно трогательное неумение рисовать по правилам, которое дает публике приятное чувство превосходства. Понятно, что мнимого: мало кто среди зрителей может или осмелится так рисовать, а художники хотя и наивные, из народа, но не темные – в выставках самодеятельного искусства участвовали, полотна профессионалов видели и свои музеям отдавали.

Просто они не стали писать как надо, а только как у них получалось – сначала удовлетворяясь самим процессом, а потом, когда ими заинтересовались, стали выставлять и покупать, обрели в своем стиле и в себе уверенность.

Вот в «Родном доме» Михаила Ржанникова девочка на дальнем плане лежит на грядке – и каждому понятно, что должна она стоять, просто художник не справился с простейшей перспективой. Наверное, и самому автору это было досадно, но там, где никакой перспективы не надо, в натюрмортах с цветами и фруктами, плоскими и яркими, как народные картинки, он уверенный победитель.

Самая знаменитая из четверки, Елена Волкова – персональная выставка была в Третьяковской галерее – писала своих сказочных животных много, так что образовалось целое живописное стадо. Есть в нем настоящие шедевры – вроде большой, во все синее море, рыбы с золотыми плавниками, а есть персонажи, слишком настойчиво умиляющие зрителя.

Александра Суворова лучше смотреть сериями, тогда видна эпичность его мировосприятия, по одному его пейзажи могут показаться суховатыми, скучными, вдохновленными не натурой, а репродукциями картин русских художников. Василий Григорьев, конечно, подкупает красочностью, у него даже зима зелена елями и красна небесами, но самобытность его не очевидна, он больше самодеятельный художник, чем народный, опирающийся на традицию.

О наивных художниках, чьи выставки в последние годы нечасты, принято писать как о едином сообществе бескорыстных носителей народной мудрости. Но среди них встречаются разные, даже мрачные художники с обостренно болезненным восприятием мира и своего места в нем. Таких редко показывают на выставках и мало коллекционируют: миф о наивном искусстве слаще реальности, но беднее ее.