Открылась выставка о творческой пользе жизни в деревне

Деревня Маглехем – пристанище группы шведских художников, их выставка в Московском музее современного искусства о том, что творчество есть непреодолимая потребность некоторых людей, которым лучше держаться вместе
"Танец" Яна-Бертиля Андерсона/ ММСФ

Если не можешь не быть художником, если покоя не дает тяга рисовать, красить, лепить или ткать, то важно только найти место, где будет хорошо этим заниматься вместе с такими же, как ты. Приблизительно так можно определить сюжет выставки «Маглехем – место на земле». Тут смысл не в созерцании отдельных работ, хотя и это занятие довольно приятное, потому что на выставке пусть и нет ничего особенного или восхитительного, но и отталкивающего, шокирующего или безвкусного тоже нет. Главное, вместе собранные художнические работы становятся коллективным свидетельством о пользе – для творческого самочувствия – регулярной жизни на природе.

Выставка о Маглехеме не только не актуальная, но просто старомодная – много живописи, скромной по размерам и претензиям авторов, того же рода графика, несколько объектов, близких к скульптуре, уловимое спокойствие, определяющее и объединяющее все выставленные камерные произведения. Участники – люди немолодые и мало известные. Их лица, смотрящие на зрителей с развешанных в зале поэтических фотопортретов Марии Ионовой-Грибиной, доброжелательны и спокойны. Рядом с фотографиями – высказывания портретируемых, почему они художники и как их вдохновляет деревня Маглехем на берегу холодного перламутрового моря.

Разумеется, результаты этого вдохновения демонстрируют прежде всего работы насельников маглехемской художнической коммуны: экспрессивная живопись на оргстекле Яна-Бертиля Андерсона, рисованные гербарии Гуниллы Видхольм, неосимволистские картины Анны Рогачевой-Седерхольм. Но особенно – цветовые упражнения Хокана Берга, переписывающего Марка Ротко, и принципиально негеометрические композиции Курта Хиллфона с обращением к Казимиру, понятно, Малевичу.

Деревенских не смущает существование художников, занявших лучшие места в истории мирового искусства, они охотно вступают в диалог с великими на равных, потому что в процессе творчества все равны, а результаты не имеют решающего значения.

Именно такой настрой ясно читается в интервью художников, не случайно осевших в шведской деревне или периодически туда приезжающих. Многие художники потомственные, рисуют с детства, и разрешение мучительного творческого беспокойства – лучшее, что дарит им Маглехем. Поскольку, как признается Оса Линдшё, творчество – это способ оставаться в здравом уме и быть собой.

Живопись, графику и пластику маглехемских художников легко представить себе в домашнем, и особенно офисном, интерьере. Они будут врачевательно действовать на узников карьеры, усталых рабов собственного успеха, хотя и замысливающих время от времени побег в мир без конкуренции, но не осуществляющих его.