Открылась выставка о творческой пользе жизни в деревне
Деревня Маглехем – пристанище группы шведских художников, их выставка в Московском музее современного искусства о том, что творчество есть непреодолимая потребность некоторых людей, которым лучше держаться вместеЕсли не можешь не быть художником, если покоя не дает тяга рисовать, красить, лепить или ткать, то важно только найти место, где будет хорошо этим заниматься вместе с такими же, как ты. Приблизительно так можно определить сюжет выставки «Маглехем – место на земле». Тут смысл не в созерцании отдельных работ, хотя и это занятие довольно приятное, потому что на выставке пусть и нет ничего особенного или восхитительного, но и отталкивающего, шокирующего или безвкусного тоже нет. Главное, вместе собранные художнические работы становятся коллективным свидетельством о пользе – для творческого самочувствия – регулярной жизни на природе.
Выставка о Маглехеме не только не актуальная, но просто старомодная – много живописи, скромной по размерам и претензиям авторов, того же рода графика, несколько объектов, близких к скульптуре, уловимое спокойствие, определяющее и объединяющее все выставленные камерные произведения. Участники – люди немолодые и мало известные. Их лица, смотрящие на зрителей с развешанных в зале поэтических фотопортретов Марии Ионовой-Грибиной, доброжелательны и спокойны. Рядом с фотографиями – высказывания портретируемых, почему они художники и как их вдохновляет деревня Маглехем на берегу холодного перламутрового моря.
Разумеется, результаты этого вдохновения демонстрируют прежде всего работы насельников маглехемской художнической коммуны: экспрессивная живопись на оргстекле Яна-Бертиля Андерсона, рисованные гербарии Гуниллы Видхольм, неосимволистские картины Анны Рогачевой-Седерхольм. Но особенно – цветовые упражнения Хокана Берга, переписывающего Марка Ротко, и принципиально негеометрические композиции Курта Хиллфона с обращением к Казимиру, понятно, Малевичу.
Деревенских не смущает существование художников, занявших лучшие места в истории мирового искусства, они охотно вступают в диалог с великими на равных, потому что в процессе творчества все равны, а результаты не имеют решающего значения.
Именно такой настрой ясно читается в интервью художников, не случайно осевших в шведской деревне или периодически туда приезжающих. Многие художники потомственные, рисуют с детства, и разрешение мучительного творческого беспокойства – лучшее, что дарит им Маглехем. Поскольку, как признается Оса Линдшё, творчество – это способ оставаться в здравом уме и быть собой.
Живопись, графику и пластику маглехемских художников легко представить себе в домашнем, и особенно офисном, интерьере. Они будут врачевательно действовать на узников карьеры, усталых рабов собственного успеха, хотя и замысливающих время от времени побег в мир без конкуренции, но не осуществляющих его.