Как провести время с пользой для окружающей среды

В Москве появляется все больше экологических проектов и акций
С.Портер

Огромные куски линолеума, вонючие подгузники, по­трепанные одноразовые мангалы и втоптанные в землю свитера — что только ни попало в руки участников акции «Блогер против мусора», состоявшейся 6 августа. Субботник, организованный через ЖЖ популярным блогером Сергеем Долей, собрал около 16 тысяч человек в 120 городах России. «Я надеялся, что несколько моих читателей в разных городах выйдут в парки и уберут там мусор, а потом напишут об этом в своих блогах, — рассказывает Доля. — Я абсолютно не ожидал, что акция примет такой масштаб и войдет в историю российского интернета как крупнейшая гражданская акция блогеров».

На днях школьники из город­ского летнего лагеря пришли на территорию лесной опытной дачи Тимирязевской академии, чтобы проверить результаты своей работы двухнедельной давности: тогда в рамках акции «Хоть трава расти» они перекапывали и засевали травой кострища, оставленные отдыхающими парка. Когда дети увидели траву, они начали присаживаться, гладить ее и просить провести мероприятие еще раз. «Акции, положительный результат которых виден невооруженным глазом, привлекают людей и вызывают желание поучаствовать в них еще, — говорит главный специалист по связям с общественностью ГПБУ «Управление особо охраняемыми природными территориями по САО» Ксения Дитяткина. — Как, например, сбор желудей в нашем парке «Дубки». Впервые совместная с «Гринпис России» акция состоялась в 2009 году, собрав около сотни людей. А прошлой осенью в ней участвовало около тысячи человек.

Массовость мероприятия, которое теперь, похоже, будет проводиться регулярно (для этого создано сообщество www.blogerprotiv.livejournal.com), Доля объясняет его актуальностью. «Мне кажется, что проблема мусора назрела давно и очень многие люди хотели начать с ней бороться, — делится организатор. — Нужен был лишь небольшой толчок. Выйти в одиночку убирать мусор как-то необычно, а когда ты знаешь, что будешь в компании единомышленников, проявить свою гражданскую активность гораздо легче». По его мнению, на число присоединившихся влияет также общий информационный поток на темы, связанные с защитой природы. «К сожалению, нас в школе не учат тому, что мусор надо выбрасывать в урну, и многие просто не задумываются об этом, — говорит он. — Весь “информационный экологический шум” как раз заставляет людей подумать, научиться отличать плохое от хорошего».

Число задумавшихся и решивших действовать заметно растет, так же как и количество самих экологических проектов и акций, отмечает руководитель пресс-службы «Гринпис России» Вера Бакашева. «Появляется больше инициатив, и акции становятся разнообразнее, — говорит она. — Если кто-то не хочет убирать мусор, он может выключить свет в Час Земли, например, или собрать в парке желуди для восстановления лесов. Чем больше возможностей появляется, тем больше людей участвуют в экодвижении».

Играючи и всерьез

10 августа на сайте www.greenquest.ru стартовала игра в рамках проекта «Вторая жизнь вещей», который проводит «Гринпис России». Первый этап игры — по интерактивной карте пунктов приема вторсырья в Москве. Следующий — онлайн-викторина. На третьем этапе, в сентябре, игроки будут участвовать в групповых пешеходных квестах в Москве. Игра связана с темой раздельного сбора и переработки мусора. 2 октября победитель получит в награду велосипед и энергосберегающую бытовую технику. Остальные участники, набравшие баллы (по предварительным планам компании Encounter, которая создала и поддерживает сайт игры, таких ожидается около 50 тысяч человек), на любом этапе игры могут выбрать призы: энергосберегающие лампы, велоэкскурсии, экологичную бытовую химию и косметику.

«С помощью игры, интерактивной карты и других этапов проекта мы хотим, чтобы отходы перестали считаться мусором, а воспринимались как сырье, — говорит руководитель токсической программы “Гринпис России” Алексей Киселев. — Например, для производства стеклянных бутылок необходимо битое стекло. Если заводы его не получают, приходится сначала выдувать стекло, потом его бить и только тогда производить бутылки».

По его словам, чиновники не планируют в ближайшее время ставить в столице контейнеры для раздельного сбора мусора. «Они объясняют это тем, что, по статистике правительства Москвы, 77,8 процента москвичей не готовы к раздельному сбору мусора, — продолжает Киселев. — Значит, попробуем сделать так, чтобы готовых стало больше».

Узнать бобра

5 августа «WWF России» открыл первую детскую экоэкспедицию в национальном парке «Мещера». В нее попало больше 30 подростков, которые целую неделю гуляли по заповедным лугам и лесам в обществе ученых: рассматривали жучков и приносили самых интересных энтомологу, ловили, окольцовывали и отпускали птиц вместе с орнитологом, рассматривали в бинокуляр микроскопических обитателей реки, определяли под руководством гидробиолога кислотность воды и содержание в ней воздуха.

Для национального парка «Мещера» детские эколагеря не в новинку: сотрудники проводят их с 2004 года, по три-четыре смены за лето. Только обычно это делается при участии местных органов образования и соцзащиты, поэтому до сих пор побывать в эколагере доводилось лишь увлеченным экологией школьникам и детям из социально незащищенных групп. В нынешнюю пятую смену попали и дети сотрудников компании Kraft Foods, которая спонсировала экспедицию.

«Вы доходили по лесной дороге до бобровой плотины? — спрашивает пятиклассник Даниил из Покрова. — Я знаю, как выглядят бобры. Я даже их ел. Правда, лось, конечно, вкуснее».

Оказалось, большая часть практических знаний о диких животных появилась у него благодаря охотничьему угодью, куда ездит с ружьем отец. Занятия в парке на мальчика произвели впечатление, особенно химические опыты по гидробиологии. «Мы не хотим вырастить экологов, — объясняет координатор “WWF России” по экологическому образованию Елена Книжникова. — Мы просто хотим, чтобы дети начали понимать и любить природу». Сотрудница лагеря Наталья Наумова вспоминает, как в прошлом году сюда приехал 14-летний мальчик в наглухо застегнутом противоэнцефалитном костюме: «Два дня он ходил неприкаянный из-за того, что не может зарядить компьютер. Потом решил смастерить лук, и мне пришлось объяснять, из каких пород деревьев это лучше сделать. Он должен был пройти этот этап в семь лет, если бы гулял с мальчишками во дворе. Но дети сегодня перестали играть во дворах. А тут на следующий же день уже пятеро подростков бегали по лагерю с луками и стрелами».

По словам Натальи Плоткиной, руководителя детских программ Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала», организующего эколагеря с 1998 года, когда они начали три года назад продавать путевки всем желающим (поначалу фонд, как и администрации заповедников, работал лишь с госструктурами), появилась потребность в организации семейных, а не чисто детских лагерей. «Если взрослый готов к полевым условиям, мы охотно берем его в лагерь, — говорит Плоткина. — Теперь некоторые родители специально подстраивают свои отпуска под наши смены». По ее оценкам, спрос на эколагеря понемногу растет: в каждой их смене (всего лагерей семь) в этом году участвовало человек на пять-десять больше, чем в прошлом. «Конечно, слова “эколого-образовательный” и преподаватели из МГУ, Тимирязевской академии привлекают больше родителей, — говорит она. — Дети начинают радоваться на месте».

Отложенное действие

Однако часто экоакции бывают совсем не массовыми. Дет­ские праздники, например, в том же парке «Дубки» готовят в первую очередь для гуляющих там семей. «Пусть ребенок случайно оказался на Дне птенца или Дне эколога, — говорит Дитяткина. — Зато эффект от полученных им в игровой форме знаний ощущает вся семья. Ко мне иногда подходят на очередном празднике мамочки пожаловаться: один ребенок, узнав от нас правила пожарной безопасности, постоянно перекрывает дома газовый вентиль. Другой организовал дома раздельный сбор мусора, а на улице нет специальных баков».

По словам руководителя службы информации «WWF России» Ольги Пеговой, часто эффективность экоакций невозможно ни предсказать, ни оценить. «Не раз я слышала от наших сподвижников, что впервые они случайно приняли участие в нашей акции, а потом на годы забыли о WWF и вообще об экологических делах, — рассказывает Пегова. — Потом увидели где-то нас — мы часто бываем на городских, кинофестивалях, недавно появились в фейсбуке — и уже целенаправленно пришли помогать, вкладывать деньги в наши проекты».