Стиль жизни
Бесплатный
Для Пятницы|Петр Воляк

Как провести время с пользой для окружающей среды

В Москве появляется все больше экологических проектов и акций
С.Портер

Огромные куски линолеума, вонючие подгузники, по­трепанные одноразовые мангалы и втоптанные в землю свитера — что только ни попало в руки участников акции «Блогер против мусора», состоявшейся 6 августа. Субботник, организованный через ЖЖ популярным блогером Сергеем Долей, собрал около 16 тысяч человек в 120 городах России. «Я надеялся, что несколько моих читателей в разных городах выйдут в парки и уберут там мусор, а потом напишут об этом в своих блогах, — рассказывает Доля. — Я абсолютно не ожидал, что акция примет такой масштаб и войдет в историю российского интернета как крупнейшая гражданская акция блогеров».

Массовость мероприятия, которое теперь, похоже, будет проводиться регулярно (для этого создано сообщество www.blogerprotiv.livejournal.com), Доля объясняет его актуальностью. «Мне кажется, что проблема мусора назрела давно и очень многие люди хотели начать с ней бороться, — делится организатор. — Нужен был лишь небольшой толчок. Выйти в одиночку убирать мусор как-то необычно, а когда ты знаешь, что будешь в компании единомышленников, проявить свою гражданскую активность гораздо легче». По его мнению, на число присоединившихся влияет также общий информационный поток на темы, связанные с защитой природы. «К сожалению, нас в школе не учат тому, что мусор надо выбрасывать в урну, и многие просто не задумываются об этом, — говорит он. — Весь “информационный экологический шум” как раз заставляет людей подумать, научиться отличать плохое от хорошего».

Число задумавшихся и решивших действовать заметно растет, так же как и количество самих экологических проектов и акций, отмечает руководитель пресс-службы «Гринпис России» Вера Бакашева. «Появляется больше инициатив, и акции становятся разнообразнее, — говорит она. — Если кто-то не хочет убирать мусор, он может выключить свет в Час Земли, например, или собрать в парке желуди для восстановления лесов. Чем больше возможностей появляется, тем больше людей участвуют в экодвижении».

Играючи и всерьез

10 августа на сайте www.greenquest.ru стартовала игра в рамках проекта «Вторая жизнь вещей», который проводит «Гринпис России». Первый этап игры — по интерактивной карте пунктов приема вторсырья в Москве. Следующий — онлайн-викторина. На третьем этапе, в сентябре, игроки будут участвовать в групповых пешеходных квестах в Москве. Игра связана с темой раздельного сбора и переработки мусора. 2 октября победитель получит в награду велосипед и энергосберегающую бытовую технику. Остальные участники, набравшие баллы (по предварительным планам компании Encounter, которая создала и поддерживает сайт игры, таких ожидается около 50 тысяч человек), на любом этапе игры могут выбрать призы: энергосберегающие лампы, велоэкскурсии, экологичную бытовую химию и косметику.

«С помощью игры, интерактивной карты и других этапов проекта мы хотим, чтобы отходы перестали считаться мусором, а воспринимались как сырье, — говорит руководитель токсической программы “Гринпис России” Алексей Киселев. — Например, для производства стеклянных бутылок необходимо битое стекло. Если заводы его не получают, приходится сначала выдувать стекло, потом его бить и только тогда производить бутылки».

По его словам, чиновники не планируют в ближайшее время ставить в столице контейнеры для раздельного сбора мусора. «Они объясняют это тем, что, по статистике правительства Москвы, 77,8 процента москвичей не готовы к раздельному сбору мусора, — продолжает Киселев. — Значит, попробуем сделать так, чтобы готовых стало больше».

Узнать бобра

5 августа «WWF России» открыл первую детскую экоэкспедицию в национальном парке «Мещера». В нее попало больше 30 подростков, которые целую неделю гуляли по заповедным лугам и лесам в обществе ученых: рассматривали жучков и приносили самых интересных энтомологу, ловили, окольцовывали и отпускали птиц вместе с орнитологом, рассматривали в бинокуляр микроскопических обитателей реки, определяли под руководством гидробиолога кислотность воды и содержание в ней воздуха.

Для национального парка «Мещера» детские эколагеря не в новинку: сотрудники проводят их с 2004 года, по три-четыре смены за лето. Только обычно это делается при участии местных органов образования и соцзащиты, поэтому до сих пор побывать в эколагере доводилось лишь увлеченным экологией школьникам и детям из социально незащищенных групп. В нынешнюю пятую смену попали и дети сотрудников компании Kraft Foods, которая спонсировала экспедицию.

«Вы доходили по лесной дороге до бобровой плотины? — спрашивает пятиклассник Даниил из Покрова. — Я знаю, как выглядят бобры. Я даже их ел. Правда, лось, конечно, вкуснее».

Оказалось, большая часть практических знаний о диких животных появилась у него благодаря охотничьему угодью, куда ездит с ружьем отец. Занятия в парке на мальчика произвели впечатление, особенно химические опыты по гидробиологии. «Мы не хотим вырастить экологов, — объясняет координатор “WWF России” по экологическому образованию Елена Книжникова. — Мы просто хотим, чтобы дети начали понимать и любить природу». Сотрудница лагеря Наталья Наумова вспоминает, как в прошлом году сюда приехал 14-летний мальчик в наглухо застегнутом противоэнцефалитном костюме: «Два дня он ходил неприкаянный из-за того, что не может зарядить компьютер. Потом решил смастерить лук, и мне пришлось объяснять, из каких пород деревьев это лучше сделать. Он должен был пройти этот этап в семь лет, если бы гулял с мальчишками во дворе. Но дети сегодня перестали играть во дворах. А тут на следующий же день уже пятеро подростков бегали по лагерю с луками и стрелами».

По словам Натальи Плоткиной, руководителя детских программ Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала», организующего эколагеря с 1998 года, когда они начали три года назад продавать путевки всем желающим (поначалу фонд, как и администрации заповедников, работал лишь с госструктурами), появилась потребность в организации семейных, а не чисто детских лагерей. «Если взрослый готов к полевым условиям, мы охотно берем его в лагерь, — говорит Плоткина. — Теперь некоторые родители специально подстраивают свои отпуска под наши смены». По ее оценкам, спрос на эколагеря понемногу растет: в каждой их смене (всего лагерей семь) в этом году участвовало человек на пять-десять больше, чем в прошлом. «Конечно, слова “эколого-образовательный” и преподаватели из МГУ, Тимирязевской академии привлекают больше родителей, — говорит она. — Дети начинают радоваться на месте».

Отложенное действие

На днях школьники из город­ского летнего лагеря пришли на территорию лесной опытной дачи Тимирязевской академии, чтобы проверить результаты своей работы двухнедельной давности: тогда в рамках акции «Хоть трава расти» они перекапывали и засевали травой кострища, оставленные отдыхающими парка. Когда дети увидели траву, они начали присаживаться, гладить ее и просить провести мероприятие еще раз. «Акции, положительный результат которых виден невооруженным глазом, привлекают людей и вызывают желание поучаствовать в них еще, — говорит главный специалист по связям с общественностью ГПБУ «Управление особо охраняемыми природными территориями по САО» Ксения Дитяткина. — Как, например, сбор желудей в нашем парке «Дубки». Впервые совместная с «Гринпис России» акция состоялась в 2009 году, собрав около сотни людей. А прошлой осенью в ней участвовало около тысячи человек.

Однако часто экоакции бывают совсем не массовыми. Дет­ские праздники, например, в том же парке «Дубки» готовят в первую очередь для гуляющих там семей. «Пусть ребенок случайно оказался на Дне птенца или Дне эколога, — говорит Дитяткина. — Зато эффект от полученных им в игровой форме знаний ощущает вся семья. Ко мне иногда подходят на очередном празднике мамочки пожаловаться: один ребенок, узнав от нас правила пожарной безопасности, постоянно перекрывает дома газовый вентиль. Другой организовал дома раздельный сбор мусора, а на улице нет специальных баков».

По словам руководителя службы информации «WWF России» Ольги Пеговой, часто эффективность экоакций невозможно ни предсказать, ни оценить. «Не раз я слышала от наших сподвижников, что впервые они случайно приняли участие в нашей акции, а потом на годы забыли о WWF и вообще об экологических делах, — рассказывает Пегова. — Потом увидели где-то нас — мы часто бываем на городских, кинофестивалях, недавно появились в фейсбуке — и уже целенаправленно пришли помогать, вкладывать деньги в наши проекты».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать