В Париже прошла ярмарка Maison et Objet

Сближение садовых и домашних интерьеров, светлое дерево и ремесленные традиции – главные дизайнерские тенденции будущего года
Francois DARBe

С 9 по 13 сентября в Париже проходила очередная ярмарка дизайна Maison et Objet. В отличие от февральской, осенняя сессия — это своего рода промежуточный этап, на котором дизайнеры и компании демонстрируют основные направления своих творческих и коммерческих усилий. «Дизайнер года», которым в 2011 г. стал французский экоархитектор Эдуар Франсуа, создал инсталляцию из мусора, оставшегося с прошлогодней выставки. На улице появились сплющенные в единый куб пластиковые пакеты и картон. Франсуа известен своими домами-садами: Tower Flower в Париже, чей фасад украшен растительностью, и L'Immeuble qui Pousse в Монпелье, который буквально вырастает посреди деревьев. В специальном разделе показали работы молодых японских дизайнеров: стол-подставку в виде сот Казуюки Кавасе, похожие на осенние листья красные и оранжевые скульптуры Руны Косогавы и вазы из дымчатого стекла Мегуми Есаки.

Сяду на пенек

На многих стендах демонстрировалась деревянная мебель, а особенно часто встречались вещи из светлого дерева. Например, парижская студия Лорана Боле Bob Design, сделавшая себе имя на создании ламп, столов и подставок из полиуретана, показала серию Wood & Bob. В нее входят столы, лавки, табуреты и стулья из цельного дуба. Простые породы, такие как липа, сосна или береза, теперь не пытаются «облагородить», а обрабатывают максимально незаметно, чтобы были видны края и рисунок древесины. Так, скамья из сосны нидерландской группы Serener, сделанная из трех досок без гвоздей, отшлифована мылом. Необработанные края табурета Tetris от Юг-Мари Борнек, который состоит из четырех многоугольников, подчеркнуто контрастируют с его полированной поверхностью.

Часто светлое дерево сочетается с другими материалами — металлом, пластиком, камнем или графитом. Подставка для книг или бокалов в виде большой юлы Пьера Рошпо сделана из цельного липового дерева и лакированной стали, табуреты Томаса Крала — из пробки и пластика, а кубы-сиденья Bleu Nature — из необработанных стволов и прозрачного пластика. Иногда деревом «притворяются» другие материалы. Например, ножки стола Мартина Биаласа, издали напоминающие необработанные доски, на самом деле из бронзового сплава, а вставка стального табурета, похожая на ветку, — из алюминия.

От дедушки ушел

По-прежнему элементы винтажной и старинной мебели становятся основой для новых дизайнерских объектов. Так, пуф Madam Rubens Франка Виллемса отдаленно напоминает своих предшественников эпохи рококо. Черно-желтые, похожие на клубок шерсти, часы Джулии Претти выполнены из дерева и стали и поэтому выглядят очень современно. Но при этом часы — с кукушкой. La Boite Concept кладет современную «начинку» (семь динамиков, антивибрационная и стереофоническая системы, два универсальных usb-разъема) в стол в стиле 1950-х — получается бюро для прослушивания музыки на ноутбуке. Если раньше в одном интерьере смешивали современную, старинную и винтажную мебель и технику, то теперь можно довольствоваться одним предметом, заменяющим сразу все.

Приятная наружность

Отдельная площадка салона посвящена открытым пространствам — садам, террасам, балконам, крышам. Австрийская марка Viteo демонстрирует стулья, столы и шезлонги из тикового дерева, а также передвижные души и кухни-барбекю. Jaquio, специалист по тканям для наружного применения, показывает напольные подушки и пуфы из материала, который на ощупь напоминает хлопок, но в практичности не уступает ПВХ. Любопытная новинка — стулья для пикников Flux Chair, получившие престижную британскую премию Grand Designs. Стул складывается, как картонная коробка, весит 5 кг и стоит 129 евро.

Новые тенденции в дизайне садовой мебели отражаются и на предметах домашнего интерьера — они упрощаются: бывшие ранее в моде барочные формы уходят, изогнутые ножки кресел, комодов и стульев выпрямляются. Для дома применяют традиционно наружные материалы: например, графит для стола MARK mobilier (таким графитом кроют крыши в Париже) или металл для стула Chaise C 1715 Жан-Клода Кардье. Садовые детали приходят в дом — подушки из фетра, похожие на большие камни (Ронель Джордан), кресла, напоминающие листья лотоса (Кеннет Кобонпю), подушки в виде ягод асаи (HocDie) или похожая на большой гриб огромная лампа-скульптура Cloud Softlight от Molo из плотной плиссированной бумаги.

Искусства и ремесла

Многие дизайнеры обращаются к ремесленным традициям своих стран. Например, Оливье Долле создает прототипы своей мебели, сам производит и выставляет ее. На Maison et Objet он показал буфет из ореха и дуба и дубовые кресла. Коллектив Danish Crafts также показывает работы в традиционных техниках. Среди их объектов — сделанный вручную табурет Granny и металлические ящики для хранения Colour Stack. Danish Crafts не единственная национальная команда на выставке — объединение Talent Thai тоже выставляет местных дизайнеров, которые работают с традиционными формами и материалами. Zimple обрабатывает макраме струей песка, благодаря чему изделия становятся твердыми и превращаются в вазы и тарелки. Анон Пейро делает лампы и стулья из карандашей с помощью традиционных техник плетения. Кеннет Кобонпю демонстрирует питающийся солнечной энергией бамбуковый автомобиль.