Обновленное шоу Цирка дю Солей приезжает в Москву

«Пятница» рассказывает о четырех «фишках» спектакля Saltimbanco
В этом шоу все держится не столько на сюжете, сколько на центральном образе шумного, стремящегося ввысь современного мегаполиса/ РИА Новости

Гастроли Saltimbanco, первого из двух шоу знаменитого цирка, которые приедут в этом театральном сезоне в столицу, начнутся 3 ноября на Малой спортивной арене «Лужников». «Пятница» рассказывает о четырех «фишках» этого спектакля-долгожителя.

Арена вместо тента

Saltimbanco, на сегодняшний день старейшая постановка в репертуаре канадского цирка, ставился в расчете на Гранд Шапито — специально сооружаемый купол (Cirque du Soleil привозил его с собой на предыдущие российские гастроли). В декабре 2006 г. этот спектакль в последний раз был сыгран в первоначальной редакции, а спустя полгода в турне отправилась новая версия, рассчитанная на спортивные арены. Среди постановок цирка, постоянно путешествующих по миру, предназначенных для арен, шоу не так мало: это позволяет сэкономить на транспортировке и установке купола. Сроки же гастролей таких спектаклей обычно значительно меньше: Saltimbanco будет идти в Москве всего 10 дней (Corteo, для сравнения, шел в столице почти два месяца).

Город как сюжет

Постановщик этого шоу Франко Драгоне начал свою карьеру в Бельгии в 1970-х гг, как режиссер остросоциального театра, а в середине 1980-х встретился в Монреале с будущим создателем Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Драгоне — режиссер большинства спектаклей канадского цирка с его основания и до конца 1990-х, пытавшийся найти новые связи для идущих один за другим акробатических и клоунских номеров. В Saltimbanco (название шоу переводится как «бродячий акробат») эта связь держится не столько на сюжете, сколько на ассоциациях и центральном образе шумного, стремящегося ввысь современного мегаполиса, населенного эксцентриками (их играет десяток клоунов) и обывателями, которых можно узнать по белым маскам на лицах. Главный элемент сценографии Мишеля Крета — большая, свободно перемещающаяся над сценой металлическая конструкция, сделанный из десятков колец потолок. Впрочем, узоры, появляющиеся на сцене из-за пропущенного через него света, напоминают скорее о лесной чаще, нежели о мегаполисе.

«Русские качели» и китайские шесты

В центре Saltimbanco, как и в других спектаклях канадского цирка, акробатические номера, среди которых есть «русские качели» (запомнившиеся по Varekai, первому гастролировавшему здесь шоу Cirque du Soleil): акробаты, отталкиваясь от огромных качелей, показывают в воздухе разные фигуры, умудряясь приземлиться на руки напарнику, стоящему в этот момент на плечах другого акробата. Еще один акробатический номер исполняют на четырех вертикальных шестах, символизирующих, по мысли Драгоне, небоскребы. Особенно зрелищным этот номер делает то, что на каждом из шестов одновременно работает несколько акробатов.

Новая версия

В обновленной редакции шоу стало немного меньше номеров, хотя количество участников по-прежнему впечатляет: за вечер на сцену выходят больше 50 артистов и музыкантов, а за установкой декораций и техники следит команда из 20 человек.

Изменилось и музыкальное оформление. Композитор Рене Дюпере так же, как Драгоне и Мишель Крет, был тем автором, который определял стиль постановок Cirque du Soleil в 1990-е. Тогда в качестве саундтрека к спектаклю о современном городе выбрали рок, «разбавленный» фанком и этнической музыкой, однако в середине 2000-х гг. партитуру решили обновить (в Saltimbanco ее исполняют живьем). Впрочем, нетронутым остался выдуманный язык («циркиш», как называют его поклонники канадцев), на котором исполняются песни и говорят герои спектакля. Впервые он прозвучал именно в Saltimbanco, а затем перекочевал и в другие шоу цирка.

3-13 ноября, Малая спортивная арена «Лужники», www.cds.ru

Эта публикация основана на статье «На чистом циркише» из приложения «Пятница» газеты «Ведомости» от 28.10.2011, № 42 (274)