Архитекторы помогли американцам сменить одноэтажные пригороды на высотные кварталы

В нью-йоркском Музее современного искусства рассказали историю архитектурной мысли начиная с 1940-х
Сcourtesy of The Museum of Modern Art

Проект «194Х» пропагандировал жизнь в пустующих на тот момент «даунтаунах» в противовес традиционным для довоенной Америки пригородам. Улучшив инфраструктуру города, создав в нем просторные парки, пешеходные зоны, архитекторы хотели превратить «даунтаун» в удобное для жизни место. Экспозиция показывает наиболее характерные примеры подобных преобразований: жилой комплекс Colonnade and Pavillion Apartment Buildings конца 1950-х в Ньюарке, кварталы в Балтиморе, Детройте. Своеобразным эталоном считался перестроенный в 1960-е Нью-Хейвен в Коннектикуте — по проектам Пола Рудольфа были возведены брутальные бетонные блоки высотных зданий со сложной внутренней планировкой. Эти идеи реализовывал и Мис ван дер Роэ: в Чикаго он спроектировал ряд муниципальных и жилых объектов, включая план кампуса для Технологического института Иллинойса, где он был деканом колледжа архитектуры. В Нью-Йорке он построил офисное здание Seagram Building — простой параллелепипед, обрамленный стальной сеткой. Единственное украшение фасада — цветовая гармония покрытых бронзой рам и стекла темного янтарного оттенка: окна опоясывают все здание.

На выставке «От 194Х до 9/11: американские архитекторы и город» в нью-йоркском Музее современного искусства рассказана история американской архитектурной мысли начиная с эйфории 1940-х, через критику и разочарования 1960-1970-х и вплоть до сегодняшних споров о будущем городов и пригородов. В музее собраны чертежи, эскизы, коллажи, а также макеты отдельных зданий и комплексов, которые считаются знаковыми в истории американской архитектуры и градостроительства. В их числе проекты Людвига Миса ван дер Роэ, Луиса Кана, Пола Рудольфа, проекты-концепции Рема Колхаса и Элиа Зенгелиса.

Из пригорода в «даунтаун»

В 1943 году по инициативе двух нью-йоркских изданий Architectural Forum и Fortune 23 ведущих архитектора начали работу над созданием образа американского города будущего. Проект получил название «194Х», а моделью для него послужил типичный американский городок Сиракьюс в штате Нью-Йорк — с населением около 70 000 жителей. Каждый архитектор получил задание спроектировать один из элементов будущего города — почту, библиотеку, банк, офис, муниципалитет, музей, отель, ресторан. Все постройки должны были наглядно продемонстрировать, какой будет Америка послевоенной эпохи — времени благоденствия и развития.

Тогда же в Филадельфии строил Луис Кан, который считал, что централизованная застройка по видам деятельности, четкая планировка улиц и движения транспорта смогут улучшить жизнь горожан. В Калифорнии он спроектировал Институт биологических исследований Солка — комплекс из двух симметричных строений, разделенных каналом. Поскольку здания создавались как символ открытого сотрудничества, внутреннее пространство также открыто: ни на одном этаже нет стен, разделяющих лаборатории. Даже система освещения разработана таким образом, чтобы светильники можно было легко передвигать в нужную точку по рейкам у самой крыши.

Архитекторов активно поддерживало правительство и ставило перед ними задачи государственного масштаба, как, например, в случае со строительством штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Над проектом работала международная группа под руководством Уоллеса К. Харрисона. 39-этажный секретариат ООН и здание Генеральной ассамблеи были спроектированы в соответствии с концепциями Ле Корбюзье и Оскара Нимейера. Комплекс располагается на территории 73 000 кв. м, из которых большую часть отвели под скверы, газоны и пешеходные дорожки. Для плотно застроенного Манхэттена с высокими ценами на землю такое решение можно было оправдать только символическим значением постройки.

Против структуры

В результате экспериментов архитекторов-модернистов на смену «одноэтажной Америке» пришли высотные многоквартирные дома, просторные площади и парки стали неотъемлемой частью города, а здания получили разные функции — теперь офисные, жилые и торговые зоны были четко разделены. Однако уже к концу 1960-х годов о себе заявили критики подобных градостроительных нововведений, которые хотели возродить домодернистские города с их случайной и зачастую иррациональной структурой. Один из таких критиков — Рем Колхас, опубликовавший в 1978 году книгу Delirious New York — манифест против рациональной городской планировки и открытых пространств в стиле Миса ван дер Роэ.

В противовес он вводит понятие «культуры перегрузки» и призывает к смешению функций строений, отказу от идеи открытых интерьеров. В продолжение манифеста Колхас публикует ряд концептуальных проектов для районов Нью-Йорка. Представлены в музее и вовсе утопичные варианты от критиков модернизма. Так, Леон Крие активно пропагандировал отказ от современных технологий и возврат к классической архитектурной традиции Запада — он предлагал перестроить Вашингтон в соответствии с генеральным планом 1791 года.

Планы на будущее

Небольшая часть выставки посвящена проектам последних лет, которые в основном касаются одной из самых болезненных современных архитектурных проблем Нью-Йорка — застройке территории на месте разрушенных 11 сентября 2001 года башен Всемирного торгового центра. В MoMA показывают проекты, представленные на конкурсы по застройке квартала вокруг Ground Zero, а также многочисленные публикации, в которых разворачивались вызванные этими планами дискуссии.

Эта публикация основана на статье «Поставили блок» из приложения "Пятница" газеты «Ведомости» от 02.12.2011, №228 (2994)